Алла Борисенко
Сенсорное воспитание ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание ребенка в семье».
Подготовила Борисенко А. В. воспитатель второй группы раннего возраста МБДОУ ДСКВ №29 г. Ейска
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве)
Публикация «Сенсорное воспитание ребенка в семье» размещена в разделах
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, приобщение с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Ходите с ребенком в музей.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей от 1,5 – 3 лет.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
•Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и тому подобное, причем предпочтение желательно отдавать природным материалам;
•Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
•Различные движущиеся игрушки;
• Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;
•Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
•Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
- Банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
- Шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. д.
- Погремушки, из нанизанных на проволоку пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.
- Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
- Перевернутые детские формочки, ведра,
- Свистки и дудочки из глины и дерева.
- Конструкторы и мозаика;
- Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
- Игрушки контрастных размеров, мягкие модули.
- Игрушки различной формы (круглые, кубические,
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.