Наталья Хренова
Сенсорное развитие детей во второй младшей группе
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Публикация «Сенсорное развитие детей во второй младшей группе» размещена в разделах
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.
Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.
Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Задачи сенсорного развития :
- Создание эмоционально положительного настроения.
- Развитие интереса и побуждение к действиям.
- Формирование представлений о предметах: формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).
- Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера) : формирование простейших приёмов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые».
- Знакомство с сенсорными эталонами : знакомство с разнообразными свойствами предмета (величина – большой, маленький; форма – круг, квадрат, треугольник; цвет); формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.
- Развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
- Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
- Формирование и активизация словаря ребё нка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия; развитие умения отчетливо произносить звуки; формирование умения составлять по картинке маленький рассказ.
- Развитие восприятия : зрительного, осязательного.
- Развитие наглядно- действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
- Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.