Любовь Волкова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием лэпбука»
Волкова Любовь Ивановна
воспитатель МАДОУ «Детский сад №382» Кораблик» г. Нижний Новгород
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием лэпбука» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов, в том числе сформированности сенсорных эталонов.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Фребель, Монтессори, Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Тихеева, Запорожец, Усова, Саккулина, Венгер и др., справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Данные психолого-педагогических исследований многих авторов (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Е. Н. Подколзина, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова, и др.) свидетельствуют о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является важным звеном в системе воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений. Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста во все виды детской деятельности.
Результаты исследований Эльконина Д. Б., Запорожца А. В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По мнению Пилюгиной Э. Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия. Чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
Обучение новому – это процесс, который требует основательного подхода. Полученные знания нужно закрепить, чтобы они хорошо усвоились. А для этого необходимо вызвать интерес к теме обучения. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. Они намного лучше усваивают информацию в игровой форме и этим стоит воспользоваться. Один из таких способов, использование лэпбуков. Что такое лэпбук? Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, движущие детали, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал.
Прежде всего, лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ребенок «визуал»).
Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Лэпбуки бывают разных видов: энциклопедические, сюжетные, тематические, школьные, поздравительные. Чем младше ребенок, тем ярче и показательней должна быть папка. Знакомя детей с лэпбуком, его нужно обыграть так, чтобы вызвать интерес к продолжению обучения.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий.
Источники:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль: Академия развития, 1997;
5. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М. : Просвещение, 1995;
6. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. : Просвещение, 1997;
7. Поддъякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду – М. : Просвещение, 2001;
8. Дошкольная педагогика. под. ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой - М. : Просвещение, 1983;
9. От рождения до школы. Основная образовательная программа. Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой
10. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал Обруч № 4 2015 год.
11. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.