Ольга Молоканова
Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсорное развитие ребенка, зачем оно нужно и как при помощи игр стимулировать органы чувств у детей. Ведь от того, насколько развиты сенсорика зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и эмоциональное.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие — это восприятие при помощи органов чувств. Это главный помощник малыша в познании окружающего мира и уделять внимание его развитию важно буквально с рождения. Понимать свойства окружающих предметов, различать их по форме, цвету, величине, ощущать тактильно, на запах и вкус — все это мы, взрослые, делаем, даже не замечая.
А для малыша сенсорное восприятие мира — новая интересная задача, с которой ему необходимо помочь.
Почему так важно сенсорное развитие детей в раннем и дошкольном возрасте?
Педагоги и психологи утверждают, что от того, как ребенок научится воспринимать мир, во многом зависит его дальнейшее интеллектуальное и эмоциональное развитие, а также успешное обучение в детском саду и школе.
В зависимости от возраста, для развития сенсорики ребенку необходимы различные знания:
0–1 год — при помощи ярких и музыкальных игрушек развиваем внимание и слух, учимся хватать и ощупывать предметы с различной фактурой. Гимнастика и массаж — отличные помощники в развитии общей и мелкой моторики. Тактильные ощущения малыша развиваются благодаря телесному контакту с мамой.
2–3 года — изучаем цвета (весь спектр, формы (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал) и величины (большой-маленький, высокий-низкий).
3–4 года — закрепляем уже полученные знания, учимся понимать оттенки и группировать предметы по цвету (выбрать все красные шарики, размеру (найти все большие машинки) и форме (собрать все треугольные фигуры).
5–6 лет — продолжаем закрепление знакомого материала, изучаем варианты знакомых геометрических форм, переходим к понятиям высоты и ширины, знакомимся с соотношением «короткий-длинный».
Отлично, если к моменту поступления в школу ребенок будет уметь визуально и тактильно легко определять цвет, размер и форму предмета, сравнивать предметы, находить в них общие черты и различия, понимать и использовать в речи названия знакомых и понятных величин и форм.
Набор «Чудо-платочки»
Возраст: от 2 до 5 лет.
Размер платочков: 18 см*18 см
В наборе: 5 парных платочков (10шт)
Как играть?
1. Рассмотрите платочки, обсудите толщину тканей, их гладкость. Попробуйте выделить платочки, которые тянутся. Обсудите с ребенком, какую одежду можно сшить из подобных тканей: майку, кофту, плащ, платье и т. д.
2. Пальчиковая гимнастика. Положите руку ребенка на серединку платка, раздвиньте пальчики. Научите ребенка захватывать платок, сдвигая пальцы. Проделайте это же с другой рукой. Усложните игру, захватывая платки одновременно двумя руками;
3. Игра «Змейка». Направляйте платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д.
4. Научите ребенка большим и указательным пальцами захватывать два нижних уголка платка и складывать его пополам, соотнося нижние уголки с верхними.
5. Складывайте платочек, как по горизонтали, так и по вертикали.
6. Научите ребенка складывать платок по диагонали, тем самым превращая его в треугольник.
7. Научите ребенка складывать платочек вчетверо;
8. Используйте платочки в сюжетно-ролевых играх.
Поиграйте в «Стирку» : намочите платок в воде, намыльте его, потрите платочек между кулачками, прополощите, отожмите, повесьте сушить.
Поиграйте в игру «Найди пару».
Игра «Сенсорная дорожка»
Возраст: от 2 до 5 лет
В набор входит: дорожка из 8 лоскутков различных тканей, деревянные круги разногоцвета,8 квадратов из фетра, ленточки различной текстуры, прищепки бельевые
Прекрасный материал для развития внимания, памяти, тактильных ощущений, мелкой моторики рук и речи ребенка.
Цель игры - на ощупь найти в мешочке лоскуток с определенной текстурой или конкретной формы.
Перед игрой необходимо сложить все фигуры в мешочек. Если ваш ребенок еще мал, сложите не все предметы, а часть. С помощью образца покажите, предмет какой формы или с какой текстурой необходимо найти. Ребенок на ощупь ищет нужную вещь в мешочке.
В эту игру ребенок может играть один, с родителями или с друзьями. Угадывая нужный предмет забирает ее себе; ошибаясь - возвращает в мешочек.
Когда в мешочке больше не остается предметов, побеждает игрок, собравший наибольшее их количество.
Игра нацелена на развитие усидчивости, аккуратности и учит логически рассуждать.
Игра «Форма и цвет»
Детали разной формы раскладываются на стороне лицевой вниз. Ребёнок берёт несколько деталей одной формы и выкладывает их на столе. Она поможет малышам различать предметы по форме,развивать мелкую моторику рук.
Игра «Подбери по цвету»
Для игры возьмите сенсорную дорожку разложите ее на столе. Раздайте лоскутки таки детям и предложите разложить детали на дорожке в соответствии с их цветом. Кто будет первый-тот и победил.
Поиграв, разложите круги, пуговицы, шнурочки, лоскутки на столе и выполните несколько заданий-найди детали только жёлтого цвета (зелёного, синего и т. д.); найди один синий кружок, и два красных (один зеленый и три синих); найдите только квадраты (круги или прямоугольники, назовите какого они цвета
Игра «Геометрическая мозайка»
Необходимо составить из фигурок различные комбинации (дом, снеговик, гусеницу и т. д.)
В данном комплекте имеются прищепки. Игры с прищепками-именно то, что нужно малышам для развития мелкой моторики. Покажите малышу, как прищепка «открывает» и «закрывает» ротик. Предложите ему самому закрыть и открыть прищепку.
1. Игра «Недостающие детали»
С помощью прищепок нужно прикрепить на сенсорную дорожку недостающие детали. Например, желтый улыбающийся круг-это солнышко. Что нужно добавить к солнышку? Конечно, лучики! И лучики можно сделать из имеющихся различных ленточек. Прикрепляя, прищепки он развивает моторику и координацию движений.
2. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»
Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки определённого цвета.
Задачи:
- Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей, внимание, воображение, речевую активность;
- воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
В данном наборе имеются пуговицы и шнурочки. Всё это направлено на развитие мелкой моторики, утончения движения пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто и развитие воображения : "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщенний свойств, "видения сути предмета".
Игра «Бусы»
Нужно на шнурочек одеть пуговицы разного цвета.
Большая игра для сенсрного восприятия «Пирамида»
Возраст: от 3 до 7 лет.
Игровой набор "Пирамида" разовьет мелкую моторику и сенсорное восприятие, поможет ребенку научиться различать тактильные ощущения, ощущения собственного тела.
Состав:
Пирамида: 2 стороны — белая – 10 дырок, коричневая – 14 дырок — 1 штука.
Палочки диаметром 1 см, длиной 25 см 4 цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Всего 48 штук.
Платочки 27х27 шифоновые 5 цветов (синий, красный, желтый, зеленый и белый) по 2 штуки. Всего 10 штук.
Лента атласная 2,5 см цвета радуга с фиксатором 30 см в готовом виде. По 4 штуки. Всего 28 штук
Палочка на шнуре. Длина палочки 22 см. Длина шнура 1 метр. 4 палочки. 4 цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Всего 4 штуки.
Хомуты – фиксаторы 4 цвета: Длина шнура 1 метр. 4 палочки. 4 цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Всего 4 штуки.
Мешки с фиксаторами: для пирамиды, палочек, платочков, атласной ленты, палочек на шнуре, хомутов. Всего 6 штук.
С помощью такой пирамиды ребёнок научиться считать, решать примеры в строчку и в столбик, сравнивать числа, узнает состав числа и научится определять время.
Она не зря называется многофункциональной, ведь игр с ней можно придумать множество!
Вот, например, несколько заданий для игры с палочками, входящими в состав игры:
перечисли цвета всех палочек;
найди все палочки красного цвета (желтого, синего или зеленого);
найди палочку не красного цвета;
отбери по одной палочке разных цветов;
выложи палочки, чередуя их по цвету:
нарисуй с помощью палочек домик (стул, гриб, бабочку и т. д)
счета. Попросите ребенка сгруппировать
Набор для сенсорного развития «Грибочки»
Набор представляет собой отличный дидактический материал для изучения цветов, понятий больше-меньше, по размеру, по рисунку на шляпке, по цвету. Эти упражнения отлично развивают сообразительности и логическое мышление. В деревянной подставке имеются штырьки, а в каждом грибочке - углубление. Таким образом, грибочки надеваются на подставку и сохраняют устойчивость. Во время установки грибочка у ребенка хорошо тренируется глазомер и мелкая моторика рук.