Галина Лузина
Сенсорная культура как фундамент умственного развития
▼ Скачать +Заказ
Сенсорная культура как фундамент умственного развития
Результаты социологического опроса, проведенные в области Центром Проблем дет-ства, установили, что слабо внедряются технологии создания предметной развивающей среды.
Работая с детьми в первой младшей группе, наблюдая за ними, я отметила, что игровая деятельность с предметами у детей превращается в своеобразную умственную деятель-ность, направленную на решение интеллектуальных проблем.
Публикация «Сенсорная культура как фундамент умственного развития» размещена в разделах
Работая в МДОУ «ЦРР д/с «УЛЫБКА» начиная с младшей группы я провела исследование, предметом которого стала организованная мною сенсорная предметная среда.
Его цель – опреде-лить образовательные и воспитательные возможности предметной среды в группе и доказать эффективность ее использования для формирования сенсорной культуры детей.
Что же такое, предметная среда? Каков же ее воспитательно-образовательный потен-циал?
Для ответа на эти вопросы, мною была проанализирована Психолого-педагогическая литература.
Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этими возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования способностей и личности.
Исследуя среду, ученые по-разному определили ее воспитательный потенциал.
Психолог Н. В. Гусева считает, что среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни.
Ю. Г. Волков и В. С. Поликарпов говорят, что среда стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.
Психолог Э. Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создать разнообразную случайностями среду. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации, взаимодействия.
Как отмечает Э. Н. Гусинский «значимые соприкосновения с миром сенсорики и создают уникальную фигуру первоначального образования, как в его конкретном содержании, так и в направлениях и взаимодействиях его последующего развития».
Например, сенсорная предметная среда одновременно развивает сенсорную культуру и человеческую личность, где механизмом развития выступает предметная форма культуры.
Психолог В. М. Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную наглядно-воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечетлеваются усилия, опыт, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография».
Культурная ценность предмета заключена в том, насколько предмет стал «человеческим», насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность.
Через предметную среду человек обнаруживает собственные силы, самого себя, свое культурное «я», индивидуальность.
Психолог Л. И. Божович предметную среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер эффективного отношения к среде. Эта позиция Л. И. Божович позволила мне в дальнейшем осуществить поиск организации среды в двух уровнях, обеспечивающих не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.
1 уровень. Материальный мир, представленный всей совокупностью предметов, окружающих ребенка в детском саду (оборудование, игрушки, пособия, и его сферой – живой и неживой природой.
2 уровень. Духовный мир, представленный в сферах – сферой человеческих отношений (любви, доброжелательности, приязни, уважения к ребенку) и сферой общения, ориентированного на возрастные и личностные особенности, потребности каждого конкретного ребенка.
Эти сферы и предназначила равномерно и равнозначно в группе, с учетом возрастных, психологических особенностей дошкольников, санитарно-гигиенических норм и требований действительных интересов и потребностей детей, актуальных задач развития.
Надо отметить и мнение психолога Л. Н. Леонтьева, предметная среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура».
И в истории зарубежной практики дошкольного воспитания проблема материальной, предметно-материальной микросреду выступает как важнейшая составная часть педагогической концепции. Это известные реформаторские теории дошкольного воспитания и обучения итальянского врача Марии Монтессори и немецкого философа Рудольфа Штайнера.
«Без соответствующей среды нет конструктивной деятельности ребенка» - пишет Мария Монтессори». Окружение ребенка – это не просто объединение предметов для игры или какого-либо потребления, окружение должно иметь целостную форму (образ) и быть ориентированным на целостное восприятие ребенка, а не на сумму его возможностей».
Анализ Психолого-педагогической литературы показал, что предметная среда может и развивать и воспитывать.
Это отмечено и в стандарте дошкольного образования. Именно в нем зафиксированы лучшие достижения педагогической практики с целью сохранения. Одним из требований Госстандарта является требование к среде развитие ребенка. Она должна быть развивающей. Почему же требования к среде являются компонентом государственного образовательного стандарта? Я считаю, что это связано со спецификой дошкольного возраста. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Иными словами среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственную, игровую, физическую) становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.
При формировании предметной развивающей среды в помещении детского сада я приняла за основу ключевые позиции концепции.
- Изменение отношения к каждому конкретному ребенку и детству в целом, т. е. взаимная заинтересованность и совместная ответственность за умственное и психическое здоровье и развитие всех лиц, занимающихся воспитанием и развитием.
- Отказалась от авторитарной, довлеющей над ребенком позиции, т. е. не «над», не «рядом», а «вместе».
- Максимально использовать активную поисково-практическую совместную деятельность взрослых с детьми.
- Видеть соотношение достигнутого (освоенного) ребенком, открывающие перспективы (что может быть достигнуто с помощью взрослого).
- Учет и всемирное развитие интересов и способностей детей.
Анализируя вышесказанное я для себя выработала стратегию и тактику построения предметной среды, которая определилась особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания. В основу я положила принципы разработанные В. А. Петровским.
1. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
2. Принцип стабильности и динамичности.
3. Принцип активности, самостоятельности, творческого участия.
4. Принцип учета возрастных, половых различий детей.
Выяснив значение предметной среды я установила ее связь с развитием сенсорной культуры у детей.
Как определяет Л. А. Венгер «Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине и т. п. Значение сенсорного развития для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных условий и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного восприятия – вооружение ребенка сенсорной культурой, т. е. сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Психолог Л. А. Венгер определяет «сенсорная культура ребенка – результат освоения им сенсорной культуры, созданной человечеством, т. е. иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях».
Работа с детьми младшего возраста, я проанализировала восприятие детей в этом возрасте. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, т. е. все свойства предмета (цвет, форма, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащим предмету. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это в дальнейшем разовьет его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов наложением, прикладыванием предметов друг к другу и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживает их сочетание в целостных предметах, учится их словесному описанию, используя свойства предметов в своей деятельности.
Таким образом, проанализировав нормативно-правовую основу, Психолого-педагогическую литературу, непосредственно опираясь на них, я приступила к организации предметной среды – условие развития сенсорной культуры у детей.
Роль и функции педагога в развивающей среде не осталось нами не замеченной. Опираясь на разработки В. А. Петровского, Л. М. Клариной я определила:
- совместная деятельность должна быть ненавязчивой и нежесткой;
- следует включаться в случаях, когда дети сами не находят себе занятие или их действия деструктивны;
- чем младше дети, тем больше помощь оказывается воспитателем;
- Не следует включаться в тех случаях, когда любой вид деятельности носит продуктивный характер (когда нет проявления чрезмерной, дезорганизующей энергии).
- целесообразно в ряде случаев обеспечить условия для деятельности с «открытым концом», так, чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес;
- только после правильной квалификации деятельности детей я решаю включиться в нее или нет.
Все имеющие в группе предметы я представила в распоряжение детей, т. е. расположила на уровне глаз, чтобы ребенок мог их взять не спрашивая разрешения.
Все вместе – это как бы послание воспитателя ребенку: Выбирай! Все это для твоей деятельности!
В данной работе я не затронула особенности создания некоторых традиционных уголков и зон. Это не значит, что в них нет необходимос-ти. Конечно, есть. Их я тоже использовала в соответствие с потребностями и детским интересом.
Все средства для развития сенсорной культуры у детей не были представлены в группе одновременно. Воспитатель должен знать, реагиро- вать на запросы и интересы детей. Приходилось проявлять способность быстро и творчески изготавливать все необходимое вместе с детьми и родителями.
Будет ли на практике организованная мною предметная среда являться условием развития сенсорной культуры у детей? Ответ на этот вопрос подсказали цель и задачи моего исследования. Цель – определить образовательные и воспитательные возможности предметной среды в группе, доказать эффективность ее использования для развития сенсорной культуры у детей.
Задачи:
- сформировать у детей правильное представление об окружающих предметах и явлениях;
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;
- руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на сенсорную предметную среду;
- учить анализировать, синтезировать, делать выводы;
- воспитание эстетического восприятия в сенсорной предметной среде;
- развитие познавательной активности, общения;
- развитие творчества, воображения, внимания;
- воспитание усидчивости, собранности.
В моем исследовании речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета, т. к. ознакомление с этими свойствами составляют основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
При изучении сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета мною были использованы диагностические задания Л. А. Венгера. Для сравнивания результатов было задействовано две группы детей, по 10 человек в каждой группе. Экспериментальная и контрольная группы. Диагностика проводилась подгруппами по 5 человек. Детям предлагалось два типа диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определенные уровни овладения детьми, способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня знаний, умений по сенсорному воспитанию. В процессе проведения задания мы фиксировали уровень решения задач каждым ребенком по всем показателям (показатели определены в описании задач и оценки каждого диагностического задания). По всем заданиям определены, написаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания.
В обследовании принимали участие двое взрослых: один проводил, другой фиксировал результаты. Задания у детей вызывали интерес.
Параллельно проводилось наблюдение.
Таким образом, итоговый уровень сенсорной культуры детей в группе 2 повысился. На низком уровне развития нет ни одного ребенка. Высокий показатель показало более половины детей. Первоначальная исследовательская работа дала хорошие результаты.
Разработанная мною сенсорная предметная среда повысила сенсорную культуру у дошкольников. На основании опыта работы в данной группе планируется дополнять дидактический материал, наглядность. Продолжать внедрять в предметную среду новые находки.