Елена Величко
Сенсорная комната в Доме ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Соавтор: Косенко Екатерина Сергеевна, воспитатель Гкуз ао сдр «Звёздочка»
Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного высокотехнологичного специализированного оборудования, в условиях которого становится возможным быстрое установление контакта с ребенком, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта. В ходе работы с воспитанником дома ребёнка его мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната применяется в коррекционноп работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, поражения опорно-двигательного аппарата, нарушения органов зрения, слуха и другую патологию, а также для улучшения качества жизни здоровых детей.
Публикация «Сенсорная комната в Доме ребёнка» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Основными задачами коррекционной работы в сенсорной комнате являются :
• Создание положительного эмоционального фона;
• Стимуляция ослабленных сенсорных функций;
• Коррекция познавательной сферы;
• Активизация речевой деятельности;
• Стимуляция двигательной активности.
Противопоказаний к занятиям в сенсорной комнате практически нет, есть только некоторые ограничения, которые определяет врач-невролог. Так, например, при судорогах исключаются мигающие стимулы, а при работе| с возбудимыми детьми - сокращается срок пребывания в вышеназванном помещении.
Сенсорная комната позволяет гибко приспосабливать оборудование к потребностям каждого ребенка, создавать индивидуальные программы реабилитации. Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в зависимости от диагноза.
Одним из самых увлекательных элементов сенсорной комнаты являются воздушно-пузырьковые трубки, которые значительно увеличивают сенсорные ощущения. На специальной фиброоптической тактильной панели, ощупывая предметы различной формы, изготовленные из разных по фактуре материалов, дети учатся различать ощущения, развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность кончиков пальцев, осваивают различные виды захватов кистью. Сенсорная комната снабжена большим количеством переключателей, реагирующих на прикосновение пальца, ладони, сотрясение, вибрацию и другие движения. Для развития зрительно-моторной координации и слуха идеально подходит панель «Поймай свет», на которой активизируются различные звуки природы. А для развития внимания, памяти, мышления мы используем панели «Найди пару» и «Ассоциации». Истинный восторг вызывают у детишек панели «Говорящий попугай», «Звуки фермы», «Коробка со звуками животных». Многие дети произнесли свои первые слова-звукоподражания, занимаясь с этими панелями, мощными стимуляторами речи. Теплый водяной матрац позволяет максимально быстро добиваться расслабления мышц при работе с детьми с различной неврологической симптоматикой. Для детей с нарушениями слуха и зрения незаменимым является музыкальное кресло-подушка. Магические жезлы, светящиеся мячики, сенсорные кольца, музыкальные браслеты успешно используются в работе с детьми со спастическими и гиперкинетическими поражениями рук. В сухом бассейне, помимо расслабления, дети получают точечный массаж шариками по всей поверхности тела под воздействием собственного веса. Идеальными для становления мотивации к ходьбе у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются интерактивные плитки.
Помогает развитию основных моторных навыков, стимулирует мышление, понимание причинно-следственных связей интерактивная головоломка «Прямоугольник». Такие яркие оптические панели, как «Фонтан», «Костер», «Бесконечность», успешно используются в работе с детьми с нарушениями зрения, с задержкой речевого развития и с детьми с аутическими проявлениями.
Работая по этим инновационным методикам и используя их в комплексе, чередуя двигательную и сенсорную активность, заметно улучшение по различным показателям нервно-психического развития детей.
Таким образом, учитывая особенности жизни и воспитания детей в Доме ребенка, специфику раннего возраста, заболевания опорно-двигательного аппарата и ЦНС, при рациональном использовании реабилитационного оборудования можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном и речевом развитии детей, а путем целенаправленной стимуляции тех или иных нарушений возможно наиболее успешное развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых функций.
Хочется отметить что современное реабилитационное оборудование, кроме своего лечебного эффекта, в частности уменьшения количества детей, впервые вышедших в текущем году на инвалидность, ценно еще тем, что дарит детям Дома ребенка тепло и радость, делает их жизнь чуть-чуть счастливей и позволяет более 80% детей, покидающих ежегодно Дом ребенка, обрести семью.