Получи документы

Сенсорная комната в детском саду

Наталья Липовцева
Сенсорная комната в детском саду

Рекомендации для педагогов и специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты.

Сенсорная комната – это специально-организованное пространство, которое наполнено различными стимуляторами, воздействующими на разные органы чувств ребенка.

Публикация «Сенсорная комната в детском саду» размещена в разделах

Специалисты не случайно отмечают большое влияние сенсорных ощущений на развитие детей. Ребенок, который ограничен в тактильных ощущениях и не имеет возможности испытывать разнообразные сенсорные восприятия, постепенно замыкается в себе, испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми, у него развиваются комплексы и прочие нарушения или трудности развития. Иными словами, сенсорная комната – это одно из направлений и средств современных технологий для развития ребенка дошкольного возраста.

Назначение сенсорной комнаты

- Осуществление психологической разгрузки (снятие напряжения, расслабление)

- Обучение социально приемлемым способам поведения (преодоление злости, агрессии, негативизма, страха, застенчивости и пр.)

- Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция)

- Обучение общению, решению конфликтов (умение договариваться, мириться, слушать и слышать друг друга и др.)

- Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе и своей деятельности.

- Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и мелкой моторики руки).

Для детей сеансы в сенсорной комнате показаны в следующих случаях:

- Неврозы и неврозоподобные состояния,

- Задержки психомоторного и речевого развития,

- Органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др. ,

- Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,

- Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

- Нарушения слуха, зрения, речи.

Для здоровых людей сеансы в сенсорной комнат направлены на решение самых различных задач:

- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

- Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

- Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.);

- Развитие двигательных функций;

- Создание положительного эмоционального фона и пр.

Ограничения:

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления

Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Коммуникативные нарушения

Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности)

Для занятий с такими людьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии

Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом.

Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Нирвана», «Меркурий», «Брейнскан», Фибероптический модуль «Грозовая Тучка». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён.

Психоневрологические заболевания

Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

Нарушения зрения

Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха

Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

Не только в зависимости от диагноза или проблематики подбираются методики работы в сенсорной комнате. Очень важный фактор – это возрастная категория пациента. В зависимости от возраста используются разные приёмы и методы работы.

Младший дошкольный возраст (1-3 года).

На занятиях в сенсорной комнате для детей такого возраста желательно присутствие близкого человека (мама, папа, бабушка и т. д.).

Присутствие родного человека снимает тревожность у ребенка, и он более спокойно реагирует на чужих людей и новое пространство.

Частота и продолжительность занятий, в каждом случае, так же

индивидуальны. Специалист, отталкиваясь от первых реакций ребенка на терапию, регулирует дальнейшие занятия.

В данном возрастном периоде в рамках работы в сенсорной комнате

можно развивать у малыша:

- зрительные реакции;

- развитие эмоциональной сферы;

- ориентирование в пространстве;

- общую моторику;

- тактильные ощущения;

- слуховые реакции.

Средний и старший дошкольный возраст (4 – 7 лет).

В этот возрастной период у ребенка активно развивается память, внимание, наглядно-действенное, наглядно-образное, визуально-словесное, пространственно-временное мышление. Для того чтобы заинтересовать детей данной возрастной категории занятия можно проводить в сюжетном формате, например, в формате сказки.

Ребенок еще до начала занятия должен быть заинтересован. Не должно быть простого выполнения упражнений и частого повторения. Разнообразие и фантазия специалиста – это залог успешного занятия в сенсорной комнате.

Общие рекомендации по использованию сенсорной комнаты.

Основная коррекционная работа педагога в сенсорной комнате направлена на стимуляцию всех сенсорных процессов.

Продолжительность одного занятия в сенсорной комнате может варьироваться от 15 до 45 минут. Длительность занятия в сенсорной комнате

психолог (педагог) может определять самостоятельно.

Занятия необходимо проводить один - два раза в неделю.

Сенсорная комната может быть использована как для индивидуальной, так и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.

Количество детей определяется в зависимости от размера помещения.

Максимальное количество группы – 12 - 15 человек.

Педагог должен заранее подготовиться к занятию, придумать как обыграть все оборудование и в каком порядке с чем работать.

Если ребенок впервые попал в сенсорную комнату, дать время ему освоиться, познакомиться со всем оборудованием, потрогать, погулять по комнате.

Знакомство желательно начать, когда в комнате все стимуляторы выключены, поскольку педагог не может заранее предвидеть, как ребенок будет реагировать на тот или иной раздражитель.

Занятия должны проходить в игровой форме. Принуждать ребенка с каким-либо оборудованием нельзя, так как нужный эффект не будет достигнут. Если работа с этим предметом очень важна для конкретного ребенка, а он настроен воинственно по отношению к нему, то дать ему время привыкнуть. Ребенок должен какое-то время понаблюдать, как с этим оборудованием взаимодействует педагог и другие дети, в дальнейшем выработается интерес и желание тоже попробовать.

В сенсорной комнате обязательно должны быть соблюдены все меры безопасности. В комнате должен быть мягкий пол или нужное количество ество матов (в зависимости от размера комнаты, помещение обязательно должно хорошо проветриваться и не содержать в себе травмоопасные предметы, которые не являются специализированным оборудованием для сенсорной комнаты. Ребенок не должен находиться в сенсорной комнате без присмотра взрослого.

Игры и упражнения с оборудованием сенсорной комнаты

В данной разработке представлен комплекс игр и упражнений по коррекции и развитию сенсорного развития детей, основанные на игровой деятельности детей 5-7 лет, который будет полезен воспитателям, педагогам-психологам дошкольных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.

Коррекция зрительного восприятия

«Сухой» душ

- Игра «Поймай цвет»

Цель: концентрация внимания, развитие зрительного восприятия.

Описание: педагог переключает цветовые сигналы, а ребенок должен зажать в кулачок нити, только определенного цвета.

Светильники

- Игра «Волшебный фонтан»

Цель: развитие зрительной памяти, умения воспроизводить последовательность.

Описание: детям предлагается запомнить цвета, которые последовательно включались.

- Игра «Погаси светильник»

Цель: Снижение уровня тревожности, страха темноты.

Описание: Ребенок включает все светильники в комнате, а затем педагог просит по очереди выключить названный светильник. Ребенок это делает, постепенно привыкая к освещению комнаты.

- Упражнение: «Северное сияние»

Цель: укрепление мышц глаза, снятие эмоционального напряжения, расслабление.

Описание: Дети садятся напротив стены. Педагог: «Наши олени живут на севере, где есть северное сияние. Когда оно появляется, все олени ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем». Под релаксационную музыку дети следят за движением пятная, выравнивают дыхание.

Усложнение:

вариант 1 – менять скорость передвижения пятна;

вариант 2 – использовать несколько световых пятен, а следить необходимо за каким – либо определенным пятном.

Волшебная нить с контроллером

- Упражнение «Следи за огоньками»

Цель: развитие внимательности, умение сосредотачиваться.

Описание: детям предлагается проследить за бегущими цветными огоньками по нити. Режим и скорость смены огоньков можно задавать разный.

Усложнение:

Вариант 1 – следить только за огоньками определенного цвета;

Вариант 2 – успеть дотронуться до огонька ладошкой или стопой.

Домашний планетарий

- Упражнение «Найди созвездие»

Цель: Концентрация внимания, развитие сосредоточенности.

Описание: ребенку предлагается найти нужное созвездие.

- Упражнение «Падающая звезда»

Цель: развитие концентрации внимания.

Описание: ребенку предлагается посчитать сколько звезд упало.

- Игра «Лови звездочку»

Цель: развитие распределение внимания, расширение территории взора.

Описание: детям предлагается сосчитать определенного цвета звездочки, которые зажигаются в разных местах на небе.

Коррекция тактильного восприятия

«Сухой» бассейн

- Упражнение «Перекаты»

Цель: массаж и координация работы позвоночника.

Описание: лежа на бортике бассейна, руки вытянуты, ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна.

- Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие тактильного восприятия и способности действовать по словесному указанию.

Описание: педагог дает словесное указание, где найти спрятанную игрушку (в середине, начале или конце бассейна).

Усложнение: Найти игрушку определенных параметров (например, мягкая игрушка маленького размера) и ДПР.

- Игра «Клад»

Цель: развитие тактильного и слухового восприятия, активизация движений.

Описание: детям предлагается найти один или несколько предметов, спрятанных в сухом бассейне.

Усложнение: двигаться только согласно инструкции педагога (инструкция может быть словесной или виде схемы.

«Сухой» душ

- Упражнение «Веселый дождик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия.

Описание: дети встают под «Сухой» душ, перебирают светящиеся нити, прячутся в них, касаясь лицом или руками.

- Игра «Сделай фигуру»

Цель: развитие мелкой моторики руки, воображения.

Описание: Дети из нити «сухого» душа показывают разные фигурки и объясняют на что они похожи.

- Игра «Узелки»

Цель: развитие мелкой моторики руки.

Описание: педагог предлагая завязать из волокон узелки. По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.

Усложнение: Завязывание или развязывание узелков на скорость.

- Игра «Заплетем косу»

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон. Затем можно предложить расплести косы.

Усложнение: Плетение косы на скорость или у кого длиннее.

Сенсорная тропа для ног, массажные мячики

- Упражнение «Спрячь злинки».

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, уровня агрессивности.

Описание: ребенку предлагается очень сильно потопать или подавить коврик ладонями.

- Упражнение «Волшебный мостик»

Цель: Развитие чувствительности стопы, снятие напряжения, уровня тревожности.

Описание: ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки. Выполняются аналогичные задания по сигналу педагога, изменяя темп.

Волшебная нить с контроллером

- Упражнение «Пройди по дорожке»

Цель: развитие чувствительности стопы, равновесия и координации движений.

Описание: детям предлагается пройти по светящейся дорожке. Дорожки можно выкладывать разными способами.

Сенсорное кресло «Капелька» - сидение, наполненное полистирольными гранулами.

- Упражнение «Обними»

Цель: расслабление мышц, снятие напряжения.

Описание: детям предлагается лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.

Световой стол для работы с песком

- Игра «Дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики руки, умение контролировать руку, движения

Описание: Детям предлагается заготовка дорожек. Дети кладут его на световой стол и выкладывают дорожки, путем насыпания песка на контуры дорожек.

- Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие чувствительности пальцев рук, снятие напряжения.

Описание: в песок зарывается игрушка, детям нужно ее найти. Игру можно усложнить, попросив ребенка искать только правой или левой рукой.

- Упражнение «Следы»

Цель: развитие чувствительности, снятие напряжения, зажатости, чувство тревоги.

Описание: детям предлагается оставить следы на песке пальчиками, кулачками, ладонями и пр.

Коррекция звукового восприятия

Музыкальные записи

- Упражнение «Спонтанный танец»

Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.

Описание: Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

Усложнение: во время паузы замереть в определенной позе или дотронуться до определенного предмета, который называет педагог.

- Игра «Тихо и громко»

Цель: учить различать звуки по силе звучания (громко, тихо, развивать восприятие на слух.

Описание: поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

Усложнение: предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки.

Звуки природы

- Упражнение «Посмотри на звезды»

Цель: расслабление организма, снятие мышечных зажимов.

Описание: детям предлагается лечь на мягкое покрытие. Педагог включает проектор звездного неба и звуки природы. Дети расслабляются, следя за движение звезд на небе.

Разработанные игры и упражнения, апробированы. Список можно пополнять и использовать в любом детском саду, где есть какое-либо оборудование для сенсорного развития ребенка.

Данные игры лучше использовать на отдельном занятии в сенсорной комнате с небольшой группой детей.

Если оборудование мобильно (т. е. его можно перенести, например, небольшие светильники, то можно использовать как отдельный элемент в рамках психологического занятия, НОД, свободной деятельности детей и пр.

Публикации по теме:

Кукольная комната своими рукамиКукольная комната своими руками Совместными усилиями воспитателей и родителей на конкурсе в ДОУ мы заняли призовое место. В начале создания кукольной комнаты папа Вани.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Кубанская комната»Фотоотчет «Кубанская комната» Фотоотчет: «Кубанская комната».Для любого ребенка Родина - в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется.

Групповая комната встречает год обезьянкиГрупповая комната встречает год обезьянки 2016-й год обезьянки встречаем скромненько с малышами 2-2,5 лет. В оформлении группы решили использовать украшения прошлого года и внести.

Комната безопасности в детском садуКомната безопасности в детском саду У нас в детском саду создана комната безопасности для изучения детьми правил дорожного движения, где имеется детская литература, настольные.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Краеведческая комната в детском садуКраеведческая комната в детском саду Недавно у нас в детском саду была организована краеведческая комната. Цель создания: привлечение дошкольников к изучению прошлого и настоящего,.

Мастер класс «Комната в конфетной коробке»Мастер класс «Комната в конфетной коробке» Зима-волшебное время!Когда за окном мороз и метель, можно мастерить подарки и новогодние сюрпризы:например, превратить коробку из-под.

Наша «Волшебная комната»Наша «Волшебная комната» В канун Нового года, 29 декабря 2014 года, в нашем детском саду было открытие «Лего-комнаты» или «Волшебной комнаты», как её назвали дети.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная комната в детском саду
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД