МААМ-картинки

Сенсорная комната в детском саду

Наталья Липовцева
Сенсорная комната в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации для педагогов и специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты.

Сенсорная комната – это специально-организованное пространство, которое наполнено различными стимуляторами, воздействующими на разные органы чувств ребенка.

Публикация «Сенсорная комната в детском саду» размещена в разделах

Специалисты не случайно отмечают большое влияние сенсорных ощущений на развитие детей. Ребенок, который ограничен в тактильных ощущениях и не имеет возможности испытывать разнообразные сенсорные восприятия, постепенно замыкается в себе, испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми, у него развиваются комплексы и прочие нарушения или трудности развития. Иными словами, сенсорная комната – это одно из направлений и средств современных технологий для развития ребенка дошкольного возраста.

Назначение сенсорной комнаты

- Осуществление психологической разгрузки (снятие напряжения, расслабление)

- Обучение социально приемлемым способам поведения (преодоление злости, агрессии, негативизма, страха, застенчивости и пр.)

- Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция)

- Обучение общению, решению конфликтов (умение договариваться, мириться, слушать и слышать друг друга и др.)

- Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе и своей деятельности.

- Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и мелкой моторики руки).

Для детей сеансы в сенсорной комнате показаны в следующих случаях:

- Неврозы и неврозоподобные состояния,

- Задержки психомоторного и речевого развития,

- Органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др. ,

- Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,

- Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

- Нарушения слуха, зрения, речи.

Для здоровых людей сеансы в сенсорной комнат направлены на решение самых различных задач:

- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

- Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

- Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.);

- Развитие двигательных функций;

- Создание положительного эмоционального фона и пр.

Ограничения:

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления

Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Коммуникативные нарушения

Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности)

Для занятий с такими людьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии

Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом.

Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Нирвана», «Меркурий», «Брейнскан», Фибероптический модуль «Грозовая Тучка». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён.

Психоневрологические заболевания

Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

Нарушения зрения

Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха

Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

Не только в зависимости от диагноза или проблематики подбираются методики работы в сенсорной комнате. Очень важный фактор – это возрастная категория пациента. В зависимости от возраста используются разные приёмы и методы работы.

Младший дошкольный возраст (1-3 года).

На занятиях в сенсорной комнате для детей такого возраста желательно присутствие близкого человека (мама, папа, бабушка и т. д.).

Присутствие родного человека снимает тревожность у ребенка, и он более спокойно реагирует на чужих людей и новое пространство.

Частота и продолжительность занятий, в каждом случае, так же

индивидуальны. Специалист, отталкиваясь от первых реакций ребенка на терапию, регулирует дальнейшие занятия.

В данном возрастном периоде в рамках работы в сенсорной комнате

можно развивать у малыша:

- зрительные реакции;

- развитие эмоциональной сферы;

- ориентирование в пространстве;

- общую моторику;

- тактильные ощущения;

- слуховые реакции.

Средний и старший дошкольный возраст (4 – 7 лет).

В этот возрастной период у ребенка активно развивается память, внимание, наглядно-действенное, наглядно-образное, визуально-словесное, пространственно-временное мышление. Для того чтобы заинтересовать детей данной возрастной категории занятия можно проводить в сюжетном формате, например, в формате сказки.

Ребенок еще до начала занятия должен быть заинтересован. Не должно быть простого выполнения упражнений и частого повторения. Разнообразие и фантазия специалиста – это залог успешного занятия в сенсорной комнате.

Общие рекомендации по использованию сенсорной комнаты.

Основная коррекционная работа педагога в сенсорной комнате направлена на стимуляцию всех сенсорных процессов.

Продолжительность одного занятия в сенсорной комнате может варьироваться от 15 до 45 минут. Длительность занятия в сенсорной комнате

психолог (педагог) может определять самостоятельно.

Занятия необходимо проводить один - два раза в неделю.

Сенсорная комната может быть использована как для индивидуальной, так и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.

Количество детей определяется в зависимости от размера помещения.

Максимальное количество группы – 12 - 15 человек.

Педагог должен заранее подготовиться к занятию, придумать как обыграть все оборудование и в каком порядке с чем работать.

Если ребенок впервые попал в сенсорную комнату, дать время ему освоиться, познакомиться со всем оборудованием, потрогать, погулять по комнате.

Знакомство желательно начать, когда в комнате все стимуляторы выключены, поскольку педагог не может заранее предвидеть, как ребенок будет реагировать на тот или иной раздражитель.

Занятия должны проходить в игровой форме. Принуждать ребенка с каким-либо оборудованием нельзя, так как нужный эффект не будет достигнут. Если работа с этим предметом очень важна для конкретного ребенка, а он настроен воинственно по отношению к нему, то дать ему время привыкнуть. Ребенок должен какое-то время понаблюдать, как с этим оборудованием взаимодействует педагог и другие дети, в дальнейшем выработается интерес и желание тоже попробовать.

В сенсорной комнате обязательно должны быть соблюдены все меры безопасности. В комнате должен быть мягкий пол или нужное количество ество матов (в зависимости от размера комнаты, помещение обязательно должно хорошо проветриваться и не содержать в себе травмоопасные предметы, которые не являются специализированным оборудованием для сенсорной комнаты. Ребенок не должен находиться в сенсорной комнате без присмотра взрослого.

Игры и упражнения с оборудованием сенсорной комнаты

В данной разработке представлен комплекс игр и упражнений по коррекции и развитию сенсорного развития детей, основанные на игровой деятельности детей 5-7 лет, который будет полезен воспитателям, педагогам-психологам дошкольных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.

Коррекция зрительного восприятия

«Сухой» душ

- Игра «Поймай цвет»

Цель: концентрация внимания, развитие зрительного восприятия.

Описание: педагог переключает цветовые сигналы, а ребенок должен зажать в кулачок нити, только определенного цвета.

Светильники

- Игра «Волшебный фонтан»

Цель: развитие зрительной памяти, умения воспроизводить последовательность.

Описание: детям предлагается запомнить цвета, которые последовательно включались.

- Игра «Погаси светильник»

Цель: Снижение уровня тревожности, страха темноты.

Описание: Ребенок включает все светильники в комнате, а затем педагог просит по очереди выключить названный светильник. Ребенок это делает, постепенно привыкая к освещению комнаты.

- Упражнение: «Северное сияние»

Цель: укрепление мышц глаза, снятие эмоционального напряжения, расслабление.

Описание: Дети садятся напротив стены. Педагог: «Наши олени живут на севере, где есть северное сияние. Когда оно появляется, все олени ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем». Под релаксационную музыку дети следят за движением пятная, выравнивают дыхание.

Усложнение:

вариант 1 – менять скорость передвижения пятна;

вариант 2 – использовать несколько световых пятен, а следить необходимо за каким – либо определенным пятном.

Волшебная нить с контроллером

- Упражнение «Следи за огоньками»

Цель: развитие внимательности, умение сосредотачиваться.

Описание: детям предлагается проследить за бегущими цветными огоньками по нити. Режим и скорость смены огоньков можно задавать разный.

Усложнение:

Вариант 1 – следить только за огоньками определенного цвета;

Вариант 2 – успеть дотронуться до огонька ладошкой или стопой.

Домашний планетарий

- Упражнение «Найди созвездие»

Цель: Концентрация внимания, развитие сосредоточенности.

Описание: ребенку предлагается найти нужное созвездие.

- Упражнение «Падающая звезда»

Цель: развитие концентрации внимания.

Описание: ребенку предлагается посчитать сколько звезд упало.

- Игра «Лови звездочку»

Цель: развитие распределение внимания, расширение территории взора.

Описание: детям предлагается сосчитать определенного цвета звездочки, которые зажигаются в разных местах на небе.

Коррекция тактильного восприятия

«Сухой» бассейн

- Упражнение «Перекаты»

Цель: массаж и координация работы позвоночника.

Описание: лежа на бортике бассейна, руки вытянуты, ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна.

- Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие тактильного восприятия и способности действовать по словесному указанию.

Описание: педагог дает словесное указание, где найти спрятанную игрушку (в середине, начале или конце бассейна).

Усложнение: Найти игрушку определенных параметров (например, мягкая игрушка маленького размера) и ДПР.

- Игра «Клад»

Цель: развитие тактильного и слухового восприятия, активизация движений.

Описание: детям предлагается найти один или несколько предметов, спрятанных в сухом бассейне.

Усложнение: двигаться только согласно инструкции педагога (инструкция может быть словесной или виде схемы.

«Сухой» душ

- Упражнение «Веселый дождик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия.

Описание: дети встают под «Сухой» душ, перебирают светящиеся нити, прячутся в них, касаясь лицом или руками.

- Игра «Сделай фигуру»

Цель: развитие мелкой моторики руки, воображения.

Описание: Дети из нити «сухого» душа показывают разные фигурки и объясняют на что они похожи.

- Игра «Узелки»

Цель: развитие мелкой моторики руки.

Описание: педагог предлагая завязать из волокон узелки. По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.

Усложнение: Завязывание или развязывание узелков на скорость.

- Игра «Заплетем косу»

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание: По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон. Затем можно предложить расплести косы.

Усложнение: Плетение косы на скорость или у кого длиннее.

Сенсорная тропа для ног, массажные мячики

- Упражнение «Спрячь злинки».

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, уровня агрессивности.

Описание: ребенку предлагается очень сильно потопать или подавить коврик ладонями.

- Упражнение «Волшебный мостик»

Цель: Развитие чувствительности стопы, снятие напряжения, уровня тревожности.

Описание: ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки. Выполняются аналогичные задания по сигналу педагога, изменяя темп.

Волшебная нить с контроллером

- Упражнение «Пройди по дорожке»

Цель: развитие чувствительности стопы, равновесия и координации движений.

Описание: детям предлагается пройти по светящейся дорожке. Дорожки можно выкладывать разными способами.

Сенсорное кресло «Капелька» - сидение, наполненное полистирольными гранулами.

- Упражнение «Обними»

Цель: расслабление мышц, снятие напряжения.

Описание: детям предлагается лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.

Световой стол для работы с песком

- Игра «Дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики руки, умение контролировать руку, движения

Описание: Детям предлагается заготовка дорожек. Дети кладут его на световой стол и выкладывают дорожки, путем насыпания песка на контуры дорожек.

- Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие чувствительности пальцев рук, снятие напряжения.

Описание: в песок зарывается игрушка, детям нужно ее найти. Игру можно усложнить, попросив ребенка искать только правой или левой рукой.

- Упражнение «Следы»

Цель: развитие чувствительности, снятие напряжения, зажатости, чувство тревоги.

Описание: детям предлагается оставить следы на песке пальчиками, кулачками, ладонями и пр.

Коррекция звукового восприятия

Музыкальные записи

- Упражнение «Спонтанный танец»

Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.

Описание: Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

Усложнение: во время паузы замереть в определенной позе или дотронуться до определенного предмета, который называет педагог.

- Игра «Тихо и громко»

Цель: учить различать звуки по силе звучания (громко, тихо, развивать восприятие на слух.

Описание: поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

Усложнение: предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки.

Звуки природы

- Упражнение «Посмотри на звезды»

Цель: расслабление организма, снятие мышечных зажимов.

Описание: детям предлагается лечь на мягкое покрытие. Педагог включает проектор звездного неба и звуки природы. Дети расслабляются, следя за движение звезд на небе.

Разработанные игры и упражнения, апробированы. Список можно пополнять и использовать в любом детском саду, где есть какое-либо оборудование для сенсорного развития ребенка.

Данные игры лучше использовать на отдельном занятии в сенсорной комнате с небольшой группой детей.

Если оборудование мобильно (т. е. его можно перенести, например, небольшие светильники, то можно использовать как отдельный элемент в рамках психологического занятия, НОД, свободной деятельности детей и пр.

Публикации по теме:

Кукольная комната своими рукамиКукольная комната своими руками Совместными усилиями воспитателей и родителей на конкурсе в ДОУ мы заняли призовое место. В начале создания кукольной комнаты папа Вани.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Кубанская комната»Фотоотчет «Кубанская комната» Фотоотчет: «Кубанская комната».Для любого ребенка Родина - в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется.

Групповая комната встречает год обезьянкиГрупповая комната встречает год обезьянки 2016-й год обезьянки встречаем скромненько с малышами 2-2,5 лет. В оформлении группы решили использовать украшения прошлого года и внести.

Комната безопасности в детском садуКомната безопасности в детском саду У нас в детском саду создана комната безопасности для изучения детьми правил дорожного движения, где имеется детская литература, настольные.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Краеведческая комната в детском садуКраеведческая комната в детском саду Недавно у нас в детском саду была организована краеведческая комната. Цель создания: привлечение дошкольников к изучению прошлого и настоящего,.

Мастер класс «Комната в конфетной коробке»Мастер класс «Комната в конфетной коробке» Зима-волшебное время!Когда за окном мороз и метель, можно мастерить подарки и новогодние сюрпризы:например, превратить коробку из-под.

Наша «Волшебная комната»Наша «Волшебная комната» В канун Нового года, 29 декабря 2014 года, в нашем детском саду было открытие «Лего-комнаты» или «Волшебной комнаты», как её назвали дети.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная комната в детском саду
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 11:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная комната в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Липовцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД