Наталья Липовцева
Сенсорная комната в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов и специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это специально-организованное пространство, которое наполнено различными стимуляторами, воздействующими на разные органы чувств ребенка.
Публикация «Сенсорная комната в детском саду» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2022
Специалисты не случайно отмечают большое влияние сенсорных ощущений на развитие детей. Ребенок, который ограничен в тактильных ощущениях и не имеет возможности испытывать разнообразные сенсорные восприятия, постепенно замыкается в себе, испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми, у него развиваются комплексы и прочие нарушения или трудности развития. Иными словами, сенсорная комната – это одно из направлений и средств современных технологий для развития ребенка дошкольного возраста.
Назначение сенсорной комнаты
- Осуществление психологической разгрузки (снятие напряжения, расслабление)
- Обучение социально приемлемым способам поведения (преодоление злости, агрессии, негативизма, страха, застенчивости и пр.)
- Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция)
- Обучение общению, решению конфликтов (умение договариваться, мириться, слушать и слышать друг друга и др.)
- Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе и своей деятельности.
- Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и мелкой моторики руки).
Для детей сеансы в сенсорной комнате показаны в следующих случаях:
- Неврозы и неврозоподобные состояния,
- Задержки психомоторного и речевого развития,
- Органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др. ,
- Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,
- Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,
- Нарушения слуха, зрения, речи.
Для здоровых людей сеансы в сенсорной комнат направлены на решение самых различных задач:
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
- Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;
- Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.);
- Развитие двигательных функций;
- Создание положительного эмоционального фона и пр.
Ограничения:
Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления
Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
Коммуникативные нарушения
Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности)
Для занятий с такими людьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.
Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии
Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом.
Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например такие, как зеркальный шар, проектор «Нирвана», «Меркурий», «Брейнскан», Фибероптический модуль «Грозовая Тучка». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён.
Психоневрологические заболевания
Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами
Нарушения зрения
Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
Нарушение слуха
Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.
Не только в зависимости от диагноза или проблематики подбираются методики работы в сенсорной комнате. Очень важный фактор – это возрастная категория пациента. В зависимости от возраста используются разные приёмы и методы работы.
Младший дошкольный возраст (1-3 года).
На занятиях в сенсорной комнате для детей такого возраста желательно присутствие близкого человека (мама, папа, бабушка и т. д.).
Присутствие родного человека снимает тревожность у ребенка, и он более спокойно реагирует на чужих людей и новое пространство.
Частота и продолжительность занятий, в каждом случае, так же
индивидуальны. Специалист, отталкиваясь от первых реакций ребенка на терапию, регулирует дальнейшие занятия.
В данном возрастном периоде в рамках работы в сенсорной комнате
можно развивать у малыша:
- зрительные реакции;
- развитие эмоциональной сферы;
- ориентирование в пространстве;
- общую моторику;
- тактильные ощущения;
- слуховые реакции.
Средний и старший дошкольный возраст (4 – 7 лет).
В этот возрастной период у ребенка активно развивается память, внимание, наглядно-действенное, наглядно-образное, визуально-словесное, пространственно-временное мышление. Для того чтобы заинтересовать детей данной возрастной категории занятия можно проводить в сюжетном формате, например, в формате сказки.
Ребенок еще до начала занятия должен быть заинтересован. Не должно быть простого выполнения упражнений и частого повторения. Разнообразие и фантазия специалиста – это залог успешного занятия в сенсорной комнате.
Общие рекомендации по использованию сенсорной комнаты.
Основная коррекционная работа педагога в сенсорной комнате направлена на стимуляцию всех сенсорных процессов.
Продолжительность одного занятия в сенсорной комнате может варьироваться от 15 до 45 минут. Длительность занятия в сенсорной комнате
психолог (педагог) может определять самостоятельно.
Занятия необходимо проводить один - два раза в неделю.
Сенсорная комната может быть использована как для индивидуальной, так и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.
Количество детей определяется в зависимости от размера помещения.
Максимальное количество группы – 12 - 15 человек.
Педагог должен заранее подготовиться к занятию, придумать как обыграть все оборудование и в каком порядке с чем работать.
Если ребенок впервые попал в сенсорную комнату, дать время ему освоиться, познакомиться со всем оборудованием, потрогать, погулять по комнате.
Знакомство желательно начать, когда в комнате все стимуляторы выключены, поскольку педагог не может заранее предвидеть, как ребенок будет реагировать на тот или иной раздражитель.
Занятия должны проходить в игровой форме. Принуждать ребенка с каким-либо оборудованием нельзя, так как нужный эффект не будет достигнут. Если работа с этим предметом очень важна для конкретного ребенка, а он настроен воинственно по отношению к нему, то дать ему время привыкнуть. Ребенок должен какое-то время понаблюдать, как с этим оборудованием взаимодействует педагог и другие дети, в дальнейшем выработается интерес и желание тоже попробовать.
В сенсорной комнате обязательно должны быть соблюдены все меры безопасности. В комнате должен быть мягкий пол или нужное количество ество матов (в зависимости от размера комнаты, помещение обязательно должно хорошо проветриваться и не содержать в себе травмоопасные предметы, которые не являются специализированным оборудованием для сенсорной комнаты. Ребенок не должен находиться в сенсорной комнате без присмотра взрослого.
Игры и упражнения с оборудованием сенсорной комнаты
В данной разработке представлен комплекс игр и упражнений по коррекции и развитию сенсорного развития детей, основанные на игровой деятельности детей 5-7 лет, который будет полезен воспитателям, педагогам-психологам дошкольных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.
Коррекция зрительного восприятия
«Сухой» душ
- Игра «Поймай цвет»
Цель: концентрация внимания, развитие зрительного восприятия.
Описание: педагог переключает цветовые сигналы, а ребенок должен зажать в кулачок нити, только определенного цвета.
Светильники
- Игра «Волшебный фонтан»
Цель: развитие зрительной памяти, умения воспроизводить последовательность.
Описание: детям предлагается запомнить цвета, которые последовательно включались.
- Игра «Погаси светильник»
Цель: Снижение уровня тревожности, страха темноты.
Описание: Ребенок включает все светильники в комнате, а затем педагог просит по очереди выключить названный светильник. Ребенок это делает, постепенно привыкая к освещению комнаты.
- Упражнение: «Северное сияние»
Цель: укрепление мышц глаза, снятие эмоционального напряжения, расслабление.
Описание: Дети садятся напротив стены. Педагог: «Наши олени живут на севере, где есть северное сияние. Когда оно появляется, все олени ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем». Под релаксационную музыку дети следят за движением пятная, выравнивают дыхание.
Усложнение:
вариант 1 – менять скорость передвижения пятна;
вариант 2 – использовать несколько световых пятен, а следить необходимо за каким – либо определенным пятном.
Волшебная нить с контроллером
- Упражнение «Следи за огоньками»
Цель: развитие внимательности, умение сосредотачиваться.
Описание: детям предлагается проследить за бегущими цветными огоньками по нити. Режим и скорость смены огоньков можно задавать разный.
Усложнение:
Вариант 1 – следить только за огоньками определенного цвета;
Вариант 2 – успеть дотронуться до огонька ладошкой или стопой.
Домашний планетарий
- Упражнение «Найди созвездие»
Цель: Концентрация внимания, развитие сосредоточенности.
Описание: ребенку предлагается найти нужное созвездие.
- Упражнение «Падающая звезда»
Цель: развитие концентрации внимания.
Описание: ребенку предлагается посчитать сколько звезд упало.
- Игра «Лови звездочку»
Цель: развитие распределение внимания, расширение территории взора.
Описание: детям предлагается сосчитать определенного цвета звездочки, которые зажигаются в разных местах на небе.
Коррекция тактильного восприятия
«Сухой» бассейн
- Упражнение «Перекаты»
Цель: массаж и координация работы позвоночника.
Описание: лежа на бортике бассейна, руки вытянуты, ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна.
- Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильного восприятия и способности действовать по словесному указанию.
Описание: педагог дает словесное указание, где найти спрятанную игрушку (в середине, начале или конце бассейна).
Усложнение: Найти игрушку определенных параметров (например, мягкая игрушка маленького размера) и ДПР.
- Игра «Клад»
Цель: развитие тактильного и слухового восприятия, активизация движений.
Описание: детям предлагается найти один или несколько предметов, спрятанных в сухом бассейне.
Усложнение: двигаться только согласно инструкции педагога (инструкция может быть словесной или виде схемы.
«Сухой» душ
- Упражнение «Веселый дождик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия.
Описание: дети встают под «Сухой» душ, перебирают светящиеся нити, прячутся в них, касаясь лицом или руками.
- Игра «Сделай фигуру»
Цель: развитие мелкой моторики руки, воображения.
Описание: Дети из нити «сухого» душа показывают разные фигурки и объясняют на что они похожи.
- Игра «Узелки»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Описание: педагог предлагая завязать из волокон узелки. По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.
Усложнение: Завязывание или развязывание узелков на скорость.
- Игра «Заплетем косу»
Цель: развитие мелкой моторики.
Описание: По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон. Затем можно предложить расплести косы.
Усложнение: Плетение косы на скорость или у кого длиннее.
Сенсорная тропа для ног, массажные мячики
- Упражнение «Спрячь злинки».
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, уровня агрессивности.
Описание: ребенку предлагается очень сильно потопать или подавить коврик ладонями.
- Упражнение «Волшебный мостик»
Цель: Развитие чувствительности стопы, снятие напряжения, уровня тревожности.
Описание: ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки. Выполняются аналогичные задания по сигналу педагога, изменяя темп.
Волшебная нить с контроллером
- Упражнение «Пройди по дорожке»
Цель: развитие чувствительности стопы, равновесия и координации движений.
Описание: детям предлагается пройти по светящейся дорожке. Дорожки можно выкладывать разными способами.
Сенсорное кресло «Капелька» - сидение, наполненное полистирольными гранулами.
- Упражнение «Обними»
Цель: расслабление мышц, снятие напряжения.
Описание: детям предлагается лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела.
Световой стол для работы с песком
- Игра «Дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики руки, умение контролировать руку, движения
Описание: Детям предлагается заготовка дорожек. Дети кладут его на световой стол и выкладывают дорожки, путем насыпания песка на контуры дорожек.
- Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие чувствительности пальцев рук, снятие напряжения.
Описание: в песок зарывается игрушка, детям нужно ее найти. Игру можно усложнить, попросив ребенка искать только правой или левой рукой.
- Упражнение «Следы»
Цель: развитие чувствительности, снятие напряжения, зажатости, чувство тревоги.
Описание: детям предлагается оставить следы на песке пальчиками, кулачками, ладонями и пр.
Коррекция звукового восприятия
Музыкальные записи
- Упражнение «Спонтанный танец»
Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.
Описание: Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.
Усложнение: во время паузы замереть в определенной позе или дотронуться до определенного предмета, который называет педагог.
- Игра «Тихо и громко»
Цель: учить различать звуки по силе звучания (громко, тихо, развивать восприятие на слух.
Описание: поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
Усложнение: предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки.
Звуки природы
- Упражнение «Посмотри на звезды»
Цель: расслабление организма, снятие мышечных зажимов.
Описание: детям предлагается лечь на мягкое покрытие. Педагог включает проектор звездного неба и звуки природы. Дети расслабляются, следя за движение звезд на небе.
Разработанные игры и упражнения, апробированы. Список можно пополнять и использовать в любом детском саду, где есть какое-либо оборудование для сенсорного развития ребенка.
Данные игры лучше использовать на отдельном занятии в сенсорной комнате с небольшой группой детей.
Если оборудование мобильно (т. е. его можно перенести, например, небольшие светильники, то можно использовать как отдельный элемент в рамках психологического занятия, НОД, свободной деятельности детей и пр.