Светлана Владимировна Попова
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .
Публикация «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить, этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно поэтому в ДОУ огромное внимание уделяется сенсомоторному развитию детей.
Ведущими задачами является следующее:
*Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
-разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства
и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
-расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны,учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребё нку игра:
-удовольствие;
-знакомство с нормами, правилами жизни;
-общение со сверстниками;
-возможность выражать свои эмоции;
-возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, место);
-внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Изготовление дидактических игр и пособий для организации сенсомоторного уголка в группе.
Необходимым условием для сенсомоторного развития детей и организации игровой деятельности является создание развивающей среды.
В нашей группе находятся дети от 1,5 до 3 лет, вследствие чего, игровое пространство насыщено дидактической игрушкой, которая предназначена для развития ручных умений, приобретения сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.
В уголке сенсомоторного развития представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.
- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.
- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.
- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.
В группе предусмотрен специальный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа на нем организуется по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально, цель которых – развитие сенсорных способностей, формирование представлений о сенсорных эталонах, представлений о величине, цвете, фактуре предметов;
2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.
Комплектация дидактического стола включает: пирамидки, вкладыши разного вида, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками и др.
Для украшения интерьера и для развития мелкой моторики сшили сенсорный коврик, сенсорную книгу. Дети усаживаются вокруг и расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д.
Игрушки также расположены в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определё нном месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольную посуду – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу комнаты и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться в материале, приучает убирать игрушки на место. Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.