Галина Шагарова
Сенгилеевское белогорье. Методическое пособие для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Майданкина
О. А. Косарева
Г. В. Шагарова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Сенгилеевское белогорье» имеет цель оказать методическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей, культурой и природой родного края.
В основу программы «В предгорьях Жигулевских гор» положены концептуальные положения доктора педагогических наук С. А. Козловой о социальном развитии детей дошкольного возраста (1996г.) :
Публикация «Сенгилеевское белогорье, Методическое пособие для воспитателей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
1. Единство интеллектуального и нравственного развития детей дошкольного возраста. Развитие у дошкольников психических процессов (воображения, мышления и др.) происходит в тесном взаимодействии с формированием самосознания, самооценки, социальных чувств.
2. Развитие творческого потенциала личности взаимосвязано с самосознанием. Педагог ориентирован на раскрытие ребенку своего собственного образа: чувств, мыслей, поступков, отношений.
3. Формирование у дошкольников основ энциклопедических знаний о человеке. Содержательную основу составляют представления о человеке, его физическом и психическом состоянии, специфических видах деятельности, занятиях, отдыхе.
4. Триединая функция знаний. Представления, которые сообщают детям, включают три компонента: информационный, (сообщают сведения, эмоциогенный (вызывают эмоции, регуляторный (побуждают к деятельности).
5. Постепенное введение ребенка в социальный мир. Формирование представлений о социальной действительности предполагает выделение возрастных этапов.
Кроем того, авторы программы исходили из учета теоретических положений «Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000г., в которой содержание дошкольного уровня образования дифференцируется по направлениям физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Цель социально-личностного развития дошкольников - поддержка у ребенка уверенности в собственных силах, развитие эмоционально-положительного отношения к окружающему, формирование коммуникативных способностей. К содержательным направлениям социально-личностного развития детей дошкольного возраста авторы концепции относят: развитие у детей положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим взрослым и сверстникам, развитие у детей ориентировки в различных эмоциональных состояниях и проявлениях окружающих и своих собственных, формирование социальных навыков и норм этикета, формирование правил безопасного поведения в обществе.
Авторами программы учитывались и положения концепции социального развития детей дошкольного возраста, разработанные Л. В. Коломийченко (2005г.). Основными положениями ее концепции социального развития дошкольников являются следующие:
1. Дошкольный возраст является сензитивным в социальном развитии человека.
2. Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и отношений между людьми.
3. Основными механизмами социального развития служат: социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная и индуктивная регуляция, социальный опыт, культуротворчество, контроль, оценка, и рефлексия.
4. Социальное развитие осуществляется, как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
5. Эффективность социального развития определяется реализацией аксеологического, культурологического, гуманистического, антропологического, синергетического, полисубъектного, системно-структурного, комплексного, деятельностного, средового, личностно-ориентированного подходов и технологии в педагогическом процессе.
6. Содержание социального развития дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации (младший возраст – видовая и родовая идентификация, средний возраст- видовая. родовая, половая идентификация, старший – видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация).
7. Полноценное социальное развитие детей дошкольного возраста сочетает реализацию коммуникативной культуры и нравственного воспитания, психосексуальную культуру и половое воспитание, национальную культуру и патриотическое воспитание, этническую культуру и интернациональное воспитание, правовую культуру и правовое воспитание.
8. Реализация задач социального развития предусматривает единство и взаимосвязь целеполагающих, содержательных и технологических компонентов.
9. Успешность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных, половых, национальных особенностей дошкольников.
Значимость социально-личностного развития детей дошкольного возраста подтверждается и «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (1996г.). В разделе «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» отражено содержание работы по ознакомлению детей с общечеловеческими культурными ценностями.
Анализ ряда программ системы дошкольного образования «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Т. С. Комаровой, Гербовой, Васильевой, С. А. Козловой «Я-человек», В. И и С. Г. Ашиковых «Семицветик», Е. В. Рылеевой «Открой себя» и др. позволяет судить о возможности для реализации направлений социального развития детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Программа «В предгорьях Жигулевских гор» отражает содержание, относящееся к общечеловеческим и российским ценностям, к истории и культуре Ульяновского края. В связи с этим программа ориентированна на повышение уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста, развитие у дошкольников основ гражданственности, правовой культуры. Разработанная как самостоятельная, программа «В предгорьях Жигулевских гор» в тоже время может рассматриваться дополнением к региональной программе «Симбирский Венец» (М. А. Ковардакова, Н. Ю. Майданкина, 200…г.) по приобщению детей к культурно-историческим ценностям региона.
Программа «В предгорьях Жигулевских гор» реализуется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание программы включает четыре раздела, в которых представлены различные направления социально-личностного развития дошкольников. В каждом разделе программы выделен комплекс задач, способствующий формированию у дошкольников начальных структурированных представлений о социальной действительности, развитию у детей эмоционально-положительного отношения к окружающим людям, воспитанию адекватных моделей поведения и ценностных качеств личности. Содержание программного материала выстроено в логике применения сформированных у детей представлений в игровой, конструктивной, познавательной, творческой видах деятельности.
Содержание разделов и задачи программы «В предгорьях Жигулевских гор» :
I «В долине Жигулевского предгорья».
- расширять у детей представления о родном крае, городе, районе, его месторасположении на карте Ульяновской области;
- сообщить детям начальные сведения об истории, культуре, этнографии, природных особенностях района; способствовать популяризации государственной и региональной символики;
- развивать у дошкольников коммуникативные способности, эмоционально-положительное отношение к самому себе и окружающему миру;
- воспитывать у дошкольников уважительное отношение к прошлому нашей Родины, ее культуре, жителям.
II. «У волжских синих берегов»
- расширять у детей представления об уникальной природной достопримечательности нашего края – реке Волге; о ее влиянии на развитие нашего региона, образ жизнедеятельности жителей города, культуру;
- пробуждать у дошкольников интерес к окружающему природному и социальному миру; поддерживать уверенность в собственных силах;
- развивать детскую фантазию, воображение, способность к импровизации;
- воспитывать у детей желание беречь и сохранять окружающий природный и социальный мир, стремление участвовать в природоохранной деятельности по защите окружающей среды.
III. «Сенгилеевские пейзажы»
- формировать у детей представления об историко-архитектурных достопримечательностях города и края;
- сообщить детям начальные сведения о Сенгилеевском государственном природном заповеднике, его роли в сохранении флоры и фауны нашего региона;
- способствовать накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем мире;
- развивать у дошкольников эмоциональную отзывчивость на красоту природы, побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, удивления, восхищения;
- воспитывать интерес и уважение к людям, создающим и сохраняющим красоту;
- вызывать у детей желание следовать их примеру, стремление к полезной общественной деятельности, воспитывать трудолюбие.
IV. «Городские фотографии»
- познакомить детей с известными гражданами города Сенгилея и Сенгилеевского района, событиями из их детства, с историческими местами, связанными с ними;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях и проявлениях своих собственных и окружающих людей;
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к взрослым, желание быть похожими на них, стремление сохранять места, связанные с памятью о них;
- пробуждать желание узнавать новое о своих знаменитых земляках, событиях их жизни.
Формы работы по программе «В предгорьях Жигулевских гор»
В качестве основной формы работы по программе «В предгорьях Жигулевских гор» рассматривается организация совместной деятельности педагога и ребенка. Виды деятельности подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и обеспечивают приоритет игровой, конструктивной, художественно-творческой деятельности. Предусматривается цикл занятий, способствующий приобщению детей к истории и культуре края и города. Предметно-развивающая среда социальной направленности обеспечивает условия для организации самостоятельной творческой деятельности детей, ориентированной на закрепление и применение полученных детьми представлений об окружающем природном и социальном мире.
Методы и приемы реализации задач программы «В предгорьях Жигулевских гор».
• Чтение, рассказывание, пересказывание детям художественных произведений, произведений устного народного творчества, занимательных историй о нашем крае и наших земляках.
Группа словесных методов - чтение, рассказ, пересказ литературных произведений о родном крае, районе, городе, о его жителях, их образе жизни, занятиях, увлечениях горожан в прошлом и в настоящем времени, о происходящих переменах в жизни жителей – используются для расширения детского кругозора, развития памяти, мышления, речи, помогают дошкольникам почувствовать себя частицей происходящего, пробуждают желание высказывать собственное мнение и суждение по поводу происходящих событий.
• Наблюдения за происходящими явлениями и событиями, рассматривание панорамы города в прошлом и настоящем, репродукций картин, иллюстраций.
Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историко-культурными достопримечательностями города и района создаются панорамы старинного города, используются картины известных местных художников А. И. Павленко, П. М. Захарова, а так же фотографии. Использование наглядных методов обеспечивает начальную базу для формирования у детей представлений об истории и культуре родного края.
• Организация туристических пешеходных и автомобильных походов, экскурсий, прогулок.
Туристические походы связаны с поездками в Сенгилеевский государственный заказник – заповедник. Походы обогащают представления детей сведениями о природных достопримечательностях родного края, деятельности жителей района, направленной на сохранение окружающего природного мира. Участие в автомобильных и пешеходных туристических походах способствует формированию естественнонаучного мировоззрения детей, развивает познавательный интерес к окружающему. Организация туристических походов обогащает эмоционально-чувственную сферу дошкольников, развивает ощущения и восприятия, помогает накапливать социальный сенсорный опыт детей.
• Создание мини - музеев.
Организация в дошкольном учреждении музейных пространств обеспечивает возможность соприкоснуться со стариной и старинными вещами. Старинные предметы вызывают живой отклик и интерес детей своей непохожестью на современные предметы, изяществом и красотой. В мини-музее у детей появляется возможность самим попробовать воссоздать облик старинных предметов. Кроме того, детей стимулируют к созданию творческих, оригинальных работ по собственному замыслу, по воплощению того, что интересно и эмоционально значимо ребенку, при этом ему предоставляется возможность выбора сюжета и материала, способов его обработки.
• Организация выставок произведений детского творчества.
Тематика выставок произведений детской субкультуры предполагает краеведческую направленность. Это выставки детских рисунков о реке Волге, прошлом нашего края, его жителях. Участие в выставках помогает детям приобщиться к прошлому и настоящему родного города, края. Детей побуждают использовать доступные техники художественной деятельности (папье–маше, оригами, разрывную аппликацию, материалы и средства. Отбирая экспонаты для выставки художественного творчества, дети развивают социальные навыки. Они приучаются вступать во взаимодействие и договариваться со сверстниками, согласовывать свои предпочтения с предпочтениями других детей, ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, уступать друг другу.
Организуются выставки открыток с видами нашего города и района – архитектурными, природными и историческими достопримечательностями.
• Метод проектов.
В программе использованы несколько проектов, которые посвящены ознакомлению детей с городской символикой. Первый этап работы над проектом – постановка проблемы. Детям рассказывают о государственных символах, знакомят с символом города Сенгилей – тыквой. Дети получают задание собрать сведения о тыкве. На втором этапе происходит погружение в проблему, осуществляется работа над проектом. В детском саду и дома совместно с родителями дети знакомятся с историей города, его названием, символикой. Вспоминают сказки, загадки, истории о тыкве. Делают рисунки в альбомах. Третий этап – решение проблемы, выводы. В группе дети знакомятся с записями в альбомах других детей и закрепляют приобретенные сведения о тыкве. В методике работы над проектом широко привлекаются произведения устного народного творчества. В процессе работы над проектом прибегают к приему домашних заданий. Например, предлагалось совместно с родителями или другими близкими отыскать материал, связанный о тыквой: «А знаешь ли ты стихотворение, рассказ о тыкве? Вспомни, пожалуйста, и расскажи детям». Интересным в работе был такой прием, как предложение детям рассказать о том, как они узнали об истории тыквы. Защита проекта может осуществляться посредством проведения веселых конкурсов «Нарисовать или изобразить герб нашего города». Дети рассказывают, что изображено на гербе, что обозначает цвет, форма, символ рисунка. В результате работы над проектом может появиться выставка продуктов изобразительной деятельности, макетов, детских сочинений, видеоматериалов. Завершается работа над проектом созданием детских альбомов о родном городе и его символе.
• Предложение поразмышлять, высказать суждение, оценить событие, явление.
Детям с интересом наблюдают за происходящими событиями в социальной действительности. Им предоставляется возможность с помощью воспитателя или самостоятельно высказывать собственное мнение и выслушивать мнение взрослого и сверстников, соотносить собственные предпочтения с предпочтениями окружающих и корректировать свое поведение.
• Деятельность, приобщающая детей ценностям сотрудничества.
Для закрепления социальных представлений детей о родном крае используются разнообразные виды детской деятельности, направленные на создание общего продукта. В игровой деятельности у детей формируются умения ставить общие цели, планировать развитие сюжета, принимать на себя роли, корректировать собственное поведение, осуществлять задуманное. Театрализованная деятельность создает условия для развития у детей умения различать и передавать настроений изображаемых персонажей, способности к сопереживанию, выражению сочувствия и поддержке сверстникам.
Ожидаемые результаты работы с детьми по программе
Первый раздел «В долине Жигулевского предгорья» :
- знать некоторые сведения об истории, культуре, этнографии, при-родных особенностях, полезных ископаемых, общественном устройстве, символах города и края;
- уметь эмоционально рассказывать о явлениях природного и соци-ального мира, событиях из жизни окружающих взрослых и сверстников;
- понимать связь между прошлым, настоящим и будущим города и края, осознавать себя частью окружающего мира.
Второй раздел «У волжских синих берегов» :
- знать, что Волга - одна из основных рек России, названия волжских видов рыб, условия их обитания;
- знать некоторые произведения о Волге; их художественные достоинства, авторов произведений;
- уметь эмоционально рассказать о Волге, особенностях флоры и фауны волжского бассейна, профессии рыбака, ее значении;
- понимать связь между деятельностью человека и изменениями в волжском окружении.
Третий раздел «Сенгилеевские просторы» :
- знать некоторые сведения об историко-архитектурных достоприме-чательностях города;
- знать некоторые сведения о Сенгилеевском природном заказнике, о растениях и животных обитающих на его территории;
- уметь ориентироваться в ближайшем городском окружении, конст-руировать макеты и панораму старинного и современного города из готовых модулей;
- уметь договариваться о предстоящей постройке, планировать после-довательность действий, отбирать необходимый материал, достигать результата;
- устанавливать связи между деятельностью по благоустройству города, природоохранной деятельностью в заказнике и происходящими переменами в социальном и природном окружении.
Четвертый раздел «Городские фотографии» :
- знать почетных граждан города, их имена, сферу деятельности, вклад в историю города;
- уметь эмоционально рассказывать об их жизни, семье, занятиях и увлечениях;
- устанавливать связи между стремлениями человека и результатами его деятельности.
Программа «В предгорьях Жигулевских гор»
№ Название разделов Содержание раздела Месяц
1. В долине Жигулевского предгорья Сообщение детям начальных сведений о расположении города, его культурных и исторических особенностях.
1.1 Не за тридевять земель.» Ознакомление детей с историей города, его символикой. сентябрь
1.2 Путешествие в град старинный Рассматривание панорамы старого Сенгилея. Организация прогулки по городу. сентябрь
1.3 Загадки Кудеяровой казны Знакомство детей с произведениями устного народного творчества о нашем крае октябрь
1.4 Медный клад Угорской красавицы Знакомство детей с особенностями быта и традициями русского народа, произведениями декоративно-прикладного искусства. октябрь
1.5. Управление Знакомство с системой управления в городе и районе ноябрь
1.6 Путешествие в мир волшебного песка Знакомство с полезными ископаемыми ульяновской области. март
Условные обозначения:
• -информация
? - вопросы детям
-игровые творческие задания и упражнения