Приложение МААМ

Семья в зеркале социального психоанализа

Ольга Федорян
Семья в зеркале социального психоанализа
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема изучения семьи является многоплановой. Ее изучают специалисты различных областей: социологи, педагоги, психологи, специальные педагоги и психологи, юристы.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.

Темочки:

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Существует несколько классификаций функций семьи. Предлагаем две классификации.

1. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д., содействует сохранению их здоровья, в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.).

2. В. Сатир выделяет следующие функции семьи :

Сексуальное регулирование – семья это главный институт, где общество управляет естественными сексуальными потребностями людей.

Репродуктивная функция – воспроизводство новых поколений, которые психически и физически здоровы, что позволяет избежать кровосмешения и закладыванию норм между мужчиной и женщиной. Рождение детей вне семьи – не репродуктивный путь, и он не одобряем.

Функция социализации – родители формируют у ребенка начальный опыт проживания в обществе.

Функция эмоционального удовлетворения – она способствует личному росту, является необходимым элементом существования человека для жизни. Благодаря своей структуре, семья является источником эмоционального удовлетворения.

Статусная функция – определяет национальность человека, принадлежность к определенному социальному слою, принадлежность городской или сельской культуре,.

Защитная функция – обеспечивает экономическую и психологическую защиту.

Экономическая функция – обеспечивает укрепление материальных ценностей и решение экономических трудностей.

Классификация В. Сатир по составу семьи :

Нуклеарная семья (супружеская)– муж, жена, дети. Основа этой семьи – пара людей, связанных браком.

Родственная семья (основывается не только на супружеских взаимоотношениях двух людей, но и на кровном родстве). Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и с их детьми. Муж и жена больше привязаны к своим родственникам. Все обязательства решаются в отношениями своих родственников с теми, с которыми связаны узами брака. Это ситуация, когда ребенок связан не только с родителями, но и с бабушкой и с дедушкой, тетями и т. д., которые готовы взять на себя заботу о нем.

Неполная семья – когда один из родителей отсутствует.

Бинуклеарная семья – родители в разводе, имеют свои семьи, но оба воспитывают общего ребенка.

Классификация состава семьи по количеству партнеров :

1. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной в одно время.

2. Полигамия:

Групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин находится одновременно в брачных отношениях;

Полиандрия – одна женщина имеет несколько мужей;

Полигения – многоженство.

Функции семьи и структура семьи могут измениться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Выделяют различные системы основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система стадий, где в качестве основного принципа разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975, выделившей 5 стадий жизненного цикла:

1. Зарождение семьи : с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: сначала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечение родителей не остается ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

С точки зрения Гурова В. Н. и Селюковой Л. Я. Семья—это реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Современная семья формируется под воздействием специфических обстоятельств. К ним относятся: место проживания (регион, вид поселения, социальная и этническая принадлежность материальное положение, уровень образования, культуры ее членов; традиции и ценностные ориентации семьи.

«Стартовая позиция» семьи (нравственная и экономическая база, на которой строится каждая новая семья и от которой во многом зависит ее способность к консолидации, сплочению и интеграции). Воспитательный потенциал образуют следующие компоненты или факторы: биологический, психологический, экономический и социальный.

Рассмотрим кратко перечисленные факторы:

Биологический фактор. Включает в себя наследственность, генетический код индивида, наследственное состояние психики, полученные ребенком от предшествующих поколений.

Психологический фактор. Основными составляющими компонентами являются: наличие (или отсутствие) структурных основных единиц в семье (полная или неполная семья); психологический климат в семье (конфликтная или бесконфликтная семья); наличие или отсутствие социальных ролей для каждого члена семьи; тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский); наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей; уровень интеллектуального развития родителей.

Экономический (материальный) фактор. Включает экономическое положение семьи (уровень доходов, наличие жилья и других материальных благ.

Социальный фактор. Характеризуется принадлежностью к определенной этнической группе, социальным статусом родителей, их образованием, профессией, занимаемой должностью, культурным и духовным уровнем. Каждый перечисленных факторов оказывает влияние (позитивное или негативное) на воспитательный потенциал семьи.

Гуров В. Н. и Селюкова Л. Я. выделили педагогическую классификацию типов семей. Они выделили два типа семей: благополучные и не благополучные. Неблагополучные семьи подразделены по степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями общества мы подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. В качестве критериев такого деления были взяты конфликты членов семьи друг с другом, с педагогическими нормами и методами воспитания нашего общества, с общественными моральными и нравственными нормами поведения.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. Данный тип семьи отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. В данном случае конфликт расшатывает семью и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными.

Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогический культура сочетается в нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие, согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать, Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

По мнению Подласого И. П, семейное воспитание – это «общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов». Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований Ковалева С. В. семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.

По данным современных исследователей Гаврилушкиной О. П. и Соколовой Н. Д. к факторам семейного воспитания помимо эмоционального, личного характера воспитательных мер, следует отнести постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи, а также возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Анализируя выше сказанное, следует отметить, что семья призвана формировать физически и психически здоровую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Поскольку семья и родители оказывают огромное влияние не только на развитие познавательной активности ребенка, но и на формирование его личностных свойств и качеств, то благоприятные условия семейного воспитания и отсутствие гармонии в отношениях между родителями, отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом.

Большое значение в семейном воспитании отводится установлению взаимоотношений между родителями и детьми.

По мнению Подласого И. П. несмотря на все многообразие особенностей семейного воспитания, можно выделить типичные модели взаимоотношений между взрослыми и детьми в семьях. Эти отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они занимаются, интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой любви: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношение между родителями и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависят от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучные, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Дети в таких семьях с раннего возраста приучаются смотреть на мир прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Отношения с родителями лишены духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей своей работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, могут уходить из семьи.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.

Учитывая особенности взаимоотношений между родителями и детьми в семьях, можно с уверенностью предполагать, получит ли ребенок должное воспитание и каким образом это в дальнейшем скажется на его развитии.

Во многом характер взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, его личные особенности определяются стилем семейного воспитания. По мнению Подласого И. П. существует три основных стиля воспитания:

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукание, принуждение – главные средства этого стиля. У детей нон вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию, пассивность.

2. При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности своего маленького коллектива. Этот стиль воспитания дает наивысший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни, наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

3. Попустительское отношение родителей к своим детям. Как правило, в таких семьях родители не проявляют особого интереса к жизни детей, не организуют совместную с ними деятельность. Воспитательные меры носят непостоянный, стихийный характер, порой даже – случайный характер. Детям предоставляется свобода в действиях, поступках, что чаще всего приводит к неблагоприятным последствиям.

Таким образом, анализируя все выше изложенное, следует отметить, что:

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль.

Влияние семьи на развитие личности ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.

Основным фактором семейного воспитания являются - атмосфера любви и взаимного уважения в семье, постоянство и длительность воспитательных воздействий, совместная деятельность ребенка и взрослого.

Неблагополучные условия семейного воспитания, а также неблагоприятные причины различного характера отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.

Устанавливаемые в семье детско-родительские отношения во многом определяют степень социализации личности ребенка, ход его дальнейшего развития.

Характер взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, его личностные особенности и качества определяются стилем семейного воспитания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проблема семьи, воспитывающая ребенка с отклонениями развития в развитии, рассматриваются в литературе исключительно через призму проблемы самого ребенка. Многие ученые считают возможным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторым советам, касающимся воспитанием ребенка. Однако как мы видим из выше изложенного, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказываются не достаточными, т. к. из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители такого ребенка. На наш взгляд, решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей “социальной ниши” следует искать в сфере реализации психолого-педагогической помощи не только ребенку, но и родителям.

Публикации по теме:

Лепка сюжетная. Коллективная композиция на зеркале «Лебедь с лебедятами» Задачи: совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить отламывать от всего куска такое количество материала, которое понадобится.

Новогодний декор. Как сделать морозные снежинки на окне или зеркалеНовогодний декор. Как сделать морозные снежинки на окне или зеркале КАК СДЕЛАТЬ МОРОЗНЫЕ СНЕЖИНКИ НА ОКНЕ ИЛИ ЗЕРКАЛЕ Для оформления нам понадобится: 1. Окно или зеркало. 2. Бумажная снежинка (изображение.

Отчет социального педагога за год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа – интернат «Кадетский корпус» г. Химки ОТЧЁТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 2015.

Открытое развлечение для родителей. Театрализованное представление на английском языке «Лягушка в зеркале» Цель развлечения: Повышение интереса детей к изучению иностранного языка, развитие коммуникативных способностей и творческих возможностей.

План работы социального педагога на год АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа - интернат начального.

План социального партнерства с родителями Комплексно-тематическое планирование работы с родителями на 2015_ - 2016_ уч. год МБДОУ д/с №271 средняя группа, воспитатель Исаева О. С.

Программа социального партнерства с семьей «Технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ» на 2013–2016 годы Программа социального партнерства с семьей «Технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ» на 2013-2016 г. г. Разработала: воспитатель.

Программа социального партнерства с семьёй Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №138» Программа социального партнёрства с семьёй и детьми старшего.

Сценарий праздника ко Дню социального работника Сценарий праздничного концерта ко дню социального работника. Ведущий: В море житейском Полном невзгод, Кто -то всегда Вашей помощи ждет.

Эссе «Моя педагогическая профессия. Что в зеркале моей души?»Эссе «Моя педагогическая профессия. Что в зеркале моей души?» "Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья в зеркале социального психоанализа
Опубликовано: 26 января 2017 в 08:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья в зеркале социального психоанализа» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федорян (УИ 371806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД