Ольга Федорян
Семья в зеркале социального психоанализа
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема изучения семьи является многоплановой. Ее изучают специалисты различных областей: социологи, педагоги, психологи, специальные педагоги и психологи, юристы.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.
Темочки:
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Существует несколько классификаций функций семьи. Предлагаем две классификации.
1. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д., содействует сохранению их здоровья, в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.).
2. В. Сатир выделяет следующие функции семьи :
Сексуальное регулирование – семья это главный институт, где общество управляет естественными сексуальными потребностями людей.
Репродуктивная функция – воспроизводство новых поколений, которые психически и физически здоровы, что позволяет избежать кровосмешения и закладыванию норм между мужчиной и женщиной. Рождение детей вне семьи – не репродуктивный путь, и он не одобряем.
Функция социализации – родители формируют у ребенка начальный опыт проживания в обществе.
Функция эмоционального удовлетворения – она способствует личному росту, является необходимым элементом существования человека для жизни. Благодаря своей структуре, семья является источником эмоционального удовлетворения.
Статусная функция – определяет национальность человека, принадлежность к определенному социальному слою, принадлежность городской или сельской культуре,.
Защитная функция – обеспечивает экономическую и психологическую защиту.
Экономическая функция – обеспечивает укрепление материальных ценностей и решение экономических трудностей.
Классификация В. Сатир по составу семьи :
Нуклеарная семья (супружеская)– муж, жена, дети. Основа этой семьи – пара людей, связанных браком.
Родственная семья (основывается не только на супружеских взаимоотношениях двух людей, но и на кровном родстве). Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и с их детьми. Муж и жена больше привязаны к своим родственникам. Все обязательства решаются в отношениями своих родственников с теми, с которыми связаны узами брака. Это ситуация, когда ребенок связан не только с родителями, но и с бабушкой и с дедушкой, тетями и т. д., которые готовы взять на себя заботу о нем.
Неполная семья – когда один из родителей отсутствует.
Бинуклеарная семья – родители в разводе, имеют свои семьи, но оба воспитывают общего ребенка.
Классификация состава семьи по количеству партнеров :
1. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной в одно время.
2. Полигамия:
Групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин находится одновременно в брачных отношениях;
Полиандрия – одна женщина имеет несколько мужей;
Полигения – многоженство.
Функции семьи и структура семьи могут измениться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Выделяют различные системы основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система стадий, где в качестве основного принципа разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.
В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975, выделившей 5 стадий жизненного цикла:
1. Зарождение семьи : с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: сначала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечение родителей не остается ни одного из детей.
4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
С точки зрения Гурова В. Н. и Селюковой Л. Я. Семья—это реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Современная семья формируется под воздействием специфических обстоятельств. К ним относятся: место проживания (регион, вид поселения, социальная и этническая принадлежность материальное положение, уровень образования, культуры ее членов; традиции и ценностные ориентации семьи.
«Стартовая позиция» семьи (нравственная и экономическая база, на которой строится каждая новая семья и от которой во многом зависит ее способность к консолидации, сплочению и интеграции). Воспитательный потенциал образуют следующие компоненты или факторы: биологический, психологический, экономический и социальный.
Рассмотрим кратко перечисленные факторы:
Биологический фактор. Включает в себя наследственность, генетический код индивида, наследственное состояние психики, полученные ребенком от предшествующих поколений.
Психологический фактор. Основными составляющими компонентами являются: наличие (или отсутствие) структурных основных единиц в семье (полная или неполная семья); психологический климат в семье (конфликтная или бесконфликтная семья); наличие или отсутствие социальных ролей для каждого члена семьи; тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский); наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей; уровень интеллектуального развития родителей.
Экономический (материальный) фактор. Включает экономическое положение семьи (уровень доходов, наличие жилья и других материальных благ.
Социальный фактор. Характеризуется принадлежностью к определенной этнической группе, социальным статусом родителей, их образованием, профессией, занимаемой должностью, культурным и духовным уровнем. Каждый перечисленных факторов оказывает влияние (позитивное или негативное) на воспитательный потенциал семьи.
Гуров В. Н. и Селюкова Л. Я. выделили педагогическую классификацию типов семей. Они выделили два типа семей: благополучные и не благополучные. Неблагополучные семьи подразделены по степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями общества мы подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. В качестве критериев такого деления были взяты конфликты членов семьи друг с другом, с педагогическими нормами и методами воспитания нашего общества, с общественными моральными и нравственными нормами поведения.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. Данный тип семьи отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. В данном случае конфликт расшатывает семью и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными.
Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогический культура сочетается в нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие, согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т. е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих учителей, сверстников и т. д.) и неумением их завоевать, Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.
По мнению Подласого И. П, семейное воспитание – это «общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов». Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований Ковалева С. В. семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.
По данным современных исследователей Гаврилушкиной О. П. и Соколовой Н. Д. к факторам семейного воспитания помимо эмоционального, личного характера воспитательных мер, следует отнести постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи, а также возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Анализируя выше сказанное, следует отметить, что семья призвана формировать физически и психически здоровую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Поскольку семья и родители оказывают огромное влияние не только на развитие познавательной активности ребенка, но и на формирование его личностных свойств и качеств, то благоприятные условия семейного воспитания и отсутствие гармонии в отношениях между родителями, отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом.
Большое значение в семейном воспитании отводится установлению взаимоотношений между родителями и детьми.
По мнению Подласого И. П. несмотря на все многообразие особенностей семейного воспитания, можно выделить типичные модели взаимоотношений между взрослыми и детьми в семьях. Эти отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они занимаются, интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой любви: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.
2. Отзывчивые семьи. Отношение между родителями и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависят от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучные, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Дети в таких семьях с раннего возраста приучаются смотреть на мир прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Отношения с родителями лишены духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей своей работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, могут уходить из семьи.
5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.
Учитывая особенности взаимоотношений между родителями и детьми в семьях, можно с уверенностью предполагать, получит ли ребенок должное воспитание и каким образом это в дальнейшем скажется на его развитии.
Во многом характер взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, его личные особенности определяются стилем семейного воспитания. По мнению Подласого И. П. существует три основных стиля воспитания:
1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукание, принуждение – главные средства этого стиля. У детей нон вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию, пассивность.
2. При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности своего маленького коллектива. Этот стиль воспитания дает наивысший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни, наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
3. Попустительское отношение родителей к своим детям. Как правило, в таких семьях родители не проявляют особого интереса к жизни детей, не организуют совместную с ними деятельность. Воспитательные меры носят непостоянный, стихийный характер, порой даже – случайный характер. Детям предоставляется свобода в действиях, поступках, что чаще всего приводит к неблагоприятным последствиям.
Таким образом, анализируя все выше изложенное, следует отметить, что:
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль.
Влияние семьи на развитие личности ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.
Основным фактором семейного воспитания являются - атмосфера любви и взаимного уважения в семье, постоянство и длительность воспитательных воздействий, совместная деятельность ребенка и взрослого.
Неблагополучные условия семейного воспитания, а также неблагоприятные причины различного характера отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.
Устанавливаемые в семье детско-родительские отношения во многом определяют степень социализации личности ребенка, ход его дальнейшего развития.
Характер взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, его личностные особенности и качества определяются стилем семейного воспитания.
Таким образом, мы пришли к выводу, что проблема семьи, воспитывающая ребенка с отклонениями развития в развитии, рассматриваются в литературе исключительно через призму проблемы самого ребенка. Многие ученые считают возможным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторым советам, касающимся воспитанием ребенка. Однако как мы видим из выше изложенного, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказываются не достаточными, т. к. из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители такого ребенка. На наш взгляд, решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей “социальной ниши” следует искать в сфере реализации психолого-педагогической помощи не только ребенку, но и родителям.