Лучший педагог года

Семья, как субъект социального воспитания

Людмила Мелешко
Семья, как субъект социального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Семья-это дом объединяющий людей.

Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит их статус семьи. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.

Публикация «Семья, как субъект социального воспитания» размещена в разделах

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.

Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в жизни решающее влияние оказала семья, у 30%- средства массовой информации, только 20%-школа, у 10%-улица.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями и формированием личности ребенка.

«Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует семья.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «уроками жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, зачем это все нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

Инициатива в установлении взаимодействии с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияние специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Семейное воспитание – более иди мене осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быт и стать ребенок, подросток юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, так и демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

В ряде семей это проявляется в навязчивости стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желанье детей, что может вести к острым конфликтам.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

Так, есть семьи, в которых мать стремиться не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимая сочувствие. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы. Жилище семьи становиться домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержки и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т. е когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно признают и любят.

Основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

Станет ли жилище домашним очагом – зависит от организации быта семьи : распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, и т. п.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно.

Итак, из всего выше сказанного, мы можем сделать выводы:

1. Принципы семейного воспитанияэто гуманное отношение к ребенку: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.

2. Методы семейного воспитания - личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.

3. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье - социальная микросфера семьи; внутрисемейная, и внесемейная деятельность; традиции семейного воспитания.

Семья – это дети,

И пусть на планете,

И в памяти сердца, и в детских очах, Всегда остается

Доброе солнце, Светлая нежность – семейный очаг!

Информацию подготовил: воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка Мелешко Л. Н.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Традиции семьи в воспитании детей-дошкольников» Традиции семьи в воспитании детей - дошкольников Воспитание ребенка — многогранный процесс, объединяющий в себе все сферы нашей жизни. Окружение.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я — счастливая семья!» Проект в старшей группе «Мама,папа,я-счастливая семья!». Цель проекта: Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья, как субъект социального воспитания
Опубликовано: 29 мая 2014 в 11:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья, как субъект социального воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мелешко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД