Людмила Мелешко
Семья, как субъект социального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Семья-это дом объединяющий людей.
Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит их статус семьи. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.
Публикация «Семья, как субъект социального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.
Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в жизни решающее влияние оказала семья, у 30%- средства массовой информации, только 20%-школа, у 10%-улица.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями и формированием личности ребенка.
«Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует семья.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «уроками жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, зачем это все нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Инициатива в установлении взаимодействии с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияние специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Семейное воспитание – более иди мене осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быт и стать ребенок, подросток юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, так и демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
В ряде семей это проявляется в навязчивости стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желанье детей, что может вести к острым конфликтам.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
Так, есть семьи, в которых мать стремиться не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимая сочувствие. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы. Жилище семьи становиться домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержки и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т. е когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно признают и любят.
Основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.
Станет ли жилище домашним очагом – зависит от организации быта семьи : распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, и т. п.
Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно.
Итак, из всего выше сказанного, мы можем сделать выводы:
1. Принципы семейного воспитания – это гуманное отношение к ребенку: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.
2. Методы семейного воспитания - личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.
3. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье - социальная микросфера семьи; внутрисемейная, и внесемейная деятельность; традиции семейного воспитания.
Семья – это дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца, и в детских очах, Всегда остается
Доброе солнце, Светлая нежность – семейный очаг!
Информацию подготовил: воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка Мелешко Л. Н.