Елена Новикова
Семинар-практикум «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.
Задачи: познакомить педагогов с такими технологиями, как пальчиковые игры в воде и синквейн; расширить знания воспитателей и специалистов о логоритмике и моделировании для развития речи детей. Дать понятия об ошибках в речевом развитии ребенка, например: аграмматизмы, полиморфное нарушение звукопроизношения и др. Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольника.
Публикация «Семинар-практикум „Инновационные подходы к развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, тазик с водой, мольберт, модели к сказке, материалы по проектной деятельности.
Ход СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА :
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего семинара-практикума будет : «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся со следующими инновационными технологиями :
1. Пальчиковые игры в воде – воспитатель 1мл. группы Логунова Е. Н.
2. Логоритмика – учитель-логопед Шевелёва В. В.
3. Моделирование – при рассказывании – Дашкевич Н. В. воспитатель старшей группы
4. Синквейн- Новикова Е. В.
1. Пальчиковые игры в воде.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Подробнее об этой технологии расскажет воспитатель 1 кв. категории Логунова Е. Н.
2. Логоритмика.
О комплексной методике, включающей в себя речь, музыку и движение расскажет учитель – логопед Шевелева В. В.
3. Моделирование
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Дашкевич Н. В. расскажет нам об этой методике более подробно, т. к. вела проектную деятельность по этой теме.
После выступления: Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, над этой темой работала Завьялова И. А., ее разработки можете брать в своей работе.
4. Синквейн. (Презентация)
Составление синквейна «Итог МО»– составьте свой синквейн о нашем семинаре,
Речь
Чистая, правильная.
Учим, повторяем, закрепляем.
Мы многое узнали о развитии речи.
Понравилось!
Задания на педсовет:
1. Составить с детьми синквейны на свободную тему;
2. Привести пример логоритмического упражнения, используемого при работе с детьми
3. Составить мнемотаблицу, модели небольшого рассказа к тематической неделе «Магазин»