Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-тренинг «Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – тренинг педагогической осознанности.
Освоение содержания понятия «Личностно – ориентированная модель общения взрослого с ребенком».
Занятие № 4.
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131, г. Калининград
Структура семинара.
1. Пре – тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
«Не рядом, не над, а вместе». Личностные смыслы педагогического взаимодействия». Ценности переживания, создания, отношения.
Публикация «Семинар-тренинг „Личностно ориентированная модель общения взрослого с ребенком“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Как прийти к личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми?
- позиция общения; метод «психологической скульптуры» американского психолога Вирджинии Сатир;
- «честный рисунок с натуры», или почему дети рисуют «головоногов»?
- А каковы вы в профессиональном общении? (оценка стиля общения педагога «Коммуникативная компетентность»)
- дистанция общения : «подлизы» и «липучки» - «короткая» и «длинная» дистанции общения ; игра «Что кому нужно?».
Какой стиль общения с ребенком предпочесть?. Трансактный анализ Эрика Берна.
Опыт нравственной позитивной самооценки детей в методике В. Г. Шур. Правило 3 – х «П» : «понимание», «принятие», «признание».(См. семинар «воспитателю о личностном общении «№ 3).
3. Практический инструментарий:
- общие ориентиры воспитательного процесса;
- механизмы процесса воспитания, предложенные А. В. Запорожцем, И. Коном, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, С. Г. Якобсон (См. Н. В. Микляева. Воспитание чудом.)
4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
5. Рефлексия занятия «Свободный отчет» (См. Семинар – занятие №3).
6. Используемая литература.
Пре – тест, после – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
1. Метод «психологической скульптуры» В. Сатир;
2. Коммуникативная компетентность;
3. «Короткая» и «длинная» дистанции общения;
4. Трансактный анализ Эрика Берна;
5. Правило 3 – х «П» : «понимание», «принятие», «признание».
Ключевые слова и выражения.
В своих дневниках Д. Б. Эльконин неоднократно высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребенка и взрослого под влиянием двух составляющих: ориентировки воспитанника на эмоциональный смысл контакта и когнитивной ориентировки на способ действия.
Обобщение таких ситуаций показывает, что их можно объединить следующим образом:
1. Группа (14% от общего кол –ва ситуаций). Наблюдается единство эмоциональной и когнитивной ориентировок, которое выражается в доброжелательных взаимоотношениях между ребенком и взрослым, наличие активных предметных действий и позитивных речевых высказыванияхобеих сторон.
2. Группа (24%). Эмоциональная ориентировка на взрослого у ребенка неустойчива (то положительная, то отрицательная, когнитивная ориентировка соответствует стратегии «дополняющего» поведения со стороны ребенка : поощряют – радуется и старается делать еще лучше, ругают – исправляется.
3. Группа (38%). Эмоциональная и когнитивная ориентировки вступают в противоречие друг с другом, что выражается в разноплановости речевых высказываний ребенка и использовании то стратегии «дополнительного», то «защитного» поведения, когда ребенок делает вид, что не замечает проблемности педагогической ситуации.
Мини – исследование. Предложить ребенку нарисовать лестницу из 5 – 7 ступенек и наверху «поставить» самого хорошего человека, а внизу – самого плохого, самого сильного и слабого, доброго и злого; маму, папу, бабушку и дедушку, воспитателя и др.
Ценности переживания взаимодействия педагога с ребенком проявляются, когда дети выражают принятие тебя таким, каким ты являешься в данный момент: больным или здоровым, плохим или хорошим, безобразным или прекрасным и т. д. Ощущение такого «принятия» завораживает, пробуждает силы и способность верить в добро.
Ценности создания (созидания).
Первое направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений.
Используемые методы: традиционные – наглядно- практические, сериации и классификации; нетрадиционные – формирование ассоциаций, установление аналогии, выявление противоречий.
Основные формы работы: занятия и экскурсии.
Второе направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (накопление опыта творческого подхода).
В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы.
Формы работы : подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.
Третье направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций и явлений.
Методы работы: экологические опыты и экспериментирование с изоматериалами, методы фокальных объектов и синектики, усовершенствование игрушки, развитие творческого мышления и конструирования.
Формы работы: конкурсы детско – родительского творчества, организация подгрупповой работы детей в лаборатории.
Четвертое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений.
Методы работы: диалоговые, экпериментирования, методы проблематизации,мозгового штурма, развитие творческого воображения.
Формы работы:организация детских выставок, проектной деятельности детей и взрослых.
Ценности отношения формируются и проявляются в кризисных ситуациях, когда человек получает возможность занять осмысленную позицию по отношению к тому, что происходит вокруг него, врывается в его жизнь и разрушает прежние смыслы взаимодействия с детьми через использование терапевтических метафор.
Кроме того могут быть использованы такие методы как:
- метод «поведенческого договора» - устное или письменное установление прав и взаимных обязанностей стороны, санкций за их нарушения;
- «ролевого управления» - замена неконструктивного ролевого поведения на конструктивное;
- статусной терапии Т. В. Сенько – перевод «проблемного» ребенка в другую возрастную группу и создание ситуации его «заражения» групповыми эмоциями успеха или неуспеха;
- «взрыва» и провоцирования педагогом острого конфликта с воспитанником или группой (А. С. Макаренко) для перехода на более высокий уровень взаимоотношений как крайнее средство воспитания.
Метод «психологической скульптуры» Вирджинии Сатир.
Один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. При этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий – высоко поднимать ее, - и у того и у другого должны двигаться только глаза. Вы ощутите на себе, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит – в виде «головонога» с длинными, уходящими вверх ногами, длинными руками с пальцами на них, без шеи, с «точками рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их «честный» рисунок с натуры. Теперь дайте друг другу руки и подержите так, попробуйте ласково погладить «ребенка».(обменяйтесь своими чувствами и ощущениями).Наилучший контакт «глаза в глаза». «Не рядом, не над, а вместе (наравне)».
Дистанция общения : сядьте напротив друг друга на удобном для вас и собеседника расстоянии и, когда возник контакт, вдруг некая сила раздвигает ваши стулья на расстоянии 3 – 4 м друг от друга. Ваши чувства? Контакт вряд ли возможен!
Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения!
Итак, если вы в своем общении с детьми придерживаетесь Л/О модели, то, очевидно, преобладающей дистанцией будет такая,которая позволит каждому в группе чувствовать контакт и свободу одновременно,в одном пространстве, интересным для каждого.
Список используемой литературы.
1. Алексеева Н. А. Понятие личностно – ориентированного обучения // Завуч. 1999. № 3.
2. Бабушкина Т. В. «Секретики» детства. Киев, 2005.
3. Балшакова Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей. М. ,2007.
4. Водовозова Е. Н. Царство свободного ребенка. М. 2009.
5. Игровые модели воспитания и обучения. / под ред. И. В. Житко. М., 2005.
6. Микляева Н. В. ,Микляева Ю. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие. М., 2009.
7. Ньюкомб. Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2002.
8. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
9. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 2008.
10. Семья: 500 вопросов и ответов / Ред. – сост. Л. В. Прошина. М., 2005.