Ольга Зинина
Семинар «Технология исследовательской деятельности» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №196 комбинированного вида «Подснежник» г. Новосибирска Ленинского района
Семинар
«Технология исследовательской деятельности»
Для детей дошкольного возраста.
Воспитатель
Зинина Ольга Михайловна
Технология исследовательской деятельности :
Публикация «Семинар „Технология исследовательской деятельности“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
- это особенный вид интеллектуально – творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей. Исследовательская деятельность детей представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир.
Детство пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дети прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно – исследовательская деятельность учит управлять своим поведением, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Данная технология формирует первоначальное исследование умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность – исследовательскую, через интеграцию образовательных областей. Технология направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Поисково – познавательная деятельность проводится один раз в неделю. Обследование уровня овладения проводится два раза в год (сентябрь, май).
Цель технология исследовательской деятельности.
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи.
- Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность.
- Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
- Развивать мышление, память.
- Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути ее реализации и делать самостоятельные выводы.
- Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов.
- Уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы.
- Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Принципы исследовательской деятельности
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно – обоснованными и практически апробированными методиками; соответствующие содержания работы основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики; возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
– Основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса в поисково – исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развивая поисково – исследовательскую деятельность дошкольников предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка – дошкольника и готовности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт;
- создает условия для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми:
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности воспитанников.
6. Принцип активного общения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме, независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы и приемы
Традиционные методы прошли проверку временем и широко применяются.
1. Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изученных явлениях и др).
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
3. Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей игре (игры – опыты, игры – эксперименты, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно – печатные игры, игры с элементами ТРИЗ.
Инновационные методы:
- использование элементов ТРИЗ;
- использование приемов мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи;
- использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Блоки педагогического процесса.
1. Занятие.
Структура занятия.
- Организационный этап (психологическое вхождение в занятие; встреча с использованием персонажей, сюрпризные моменты).
2. Основной этап:
- выделение проблемы;
- способы решения;
- решение;
- выводы, обобщение.
3. Заключительный этап.
Рефлексия.
Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстниками.
К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры – эксперименты, игры – опыты и проекты, реализуемые совместно с родителями, что является школой передачи социального опыта в сфере влияния неживой природы на все живое.
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Планирование этой работы предполагает создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности.
Необходима в группе организация «Детской лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной деятельности.
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по 5 взаимосвязанным направлениям:
- «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др).
- «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др).
- «Физическое явление» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др).
- «Человек» (функционирование организма и др).
- «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- особенностями изучаемого явления;
- наличием свободного времени;
- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой;
- назначение природы для человека о живой и неживой природе; основы безопасной жизнедеятельности в природном окружении;
- различать объекты природы и объекта, не относящиеся к природе, вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
- проводить поисково – исследовательскую деятельность с помощью педагога4
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- оформлять результаты своей поисково – исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок, рисунков и фотографий);
- воспитать в себе (любознательность, готовность к сотрудничеству, любовь к природе, ответственность человека перед природой).
Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Необходим центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного эксперимента.
Оборудование центра экспериментирования
Центр «Песок и вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок,вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки).
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры.
Центр «Науки и природы» : пластилин, стеки, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупы и т. д, пробки, коробки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.)., оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды, лупа, вата, кусочки меха, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик т. д., магниты, бисер, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер – сюрприз», микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, фанера, скрепки, проволока, рупор из картона.
Литература
Веселые научные опыты для детей. Белько Е. – Сп. :Питер, 2015г.
«Неизведанное рядом», опыты и экспериментирование для дошкольников
М:ТЦ «Сфера», 2010г.
Ребенок в мире поиска Дыбина О. В.
М:ТЦ «Сфера», 2010г.
Рукотворный мир. ДыбинаО. В. М:ТЦ «Сфера», 2014г.
Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. М:ТЦ «Сфера», 2015.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. Марудова Е. В.
СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2015г.
Методика экологического воспитания в детском саду. Николаева С. Н. М. 1999г.
Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. Новикова О. А.
СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2010г.
Методика детского экспериментирования.
Рыжова Л. В. СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014г.
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
СПб. :ООО «Детство – Пресс»,2008г.