Лучший педагог года

Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Марина Чернова
Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов.

ЗАДАЧИ:

1) Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание, синдром эмоционального сгорания, его фазы и симптомы.

2)Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.

Знакомство.

Публикация «Семинар с элементами тренинга „Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога“» размещена в разделах

Давайте устроимся поудобнее,как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество. Назовите своё имя и стаж педагогической деятельности.

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что-то сломалось внутри. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, вызывают лишь негативные эмоции. И это всё может перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящею в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.

Сегодня речь пойдет о синдроме эмоционального выгорания (его также называют «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера»). Сам термин (“burnot”) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Ввели его для обозначения состояния, когда на работе человек чувствует себя «загнанным в клетку». Чаще всего подвержены эмоциональному выгоранию люди профессий типа «Человек-человек». Работа с людьми требует больших эмоциональных затрат.

Особую опасность таит в себе работа педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Их деятельность связана с большим количеством людей и предполагает оказание услуг пациентам, которые отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и зачастую девиантным поведением в той или иной форме. Синдром у работников этой сферы характеризуется отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Деятельность педагога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот педагог в процессе социального взаимодействия с детьми и родителями, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения («трудные» дети, подростки и т. д.)В идеале на пенсию педагогическим работникам надо идти через 10 лет (вспомните свой пед. стаж)

Эмоциональное выгорание не возникает внезапно. Это процесс, развивающийся во времени.

Первая стадия - забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных условиях.

Упражнение «Мои профессиональные проблемы»

каждый заканчивает предложение: «В моей работе мне нравится…»,

«В моей работе мне особенно трудно и неприятно…».

СИНДРОМ ПРОФ ВЫГОРАНИЯ

1. Первоначально синдром проявляется на уровне физиологических реакций, проявляющихся в физических симптомах (физическое истощение).

Развитию синдрома предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение проявляется через перенапряжение и исчерпание эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

• общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;

• дрожь или нервный тик;

• спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

• повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь. Повторяйте себе несколько раз в день

• Высокое давление - Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

• Головная боль - Самокритика, страх

Я люблю и одобряю себя

• Желудок -Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

• Сосуды -Черствость, отказ от радости.

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

• Печень Хроническое нытье

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

2. Затем синдром проявляется на уровне аффективно-когнитивных реакций (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация).

беспокойство или повышенная возбудимость;

• раздражительность, гнев, агрессивность;

• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

• чувство беспомощности, страх.

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания:

ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,

СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку,

ОБИДА (С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. привыкли к его поведению. Вместо не полученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.)

СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут). Все эти чувства разрушают нашу психику и так же ведут к профессиональному выгоранию.

3. Последний уровень проявления – уровень поведенческих реакций, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Поведенческие:

• беспокойство или повышенная возбудимость;

• раздражительность, гнев, агрессивность;

• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

• чувство беспомощности

Упражнение "РЕФЛЕМЕНГ"

В каждой ситуации есть, что - то положительное и отрицательное.

Напишите 3 предложения начиная с фразы. Я должен

Я должен….(работать)

Я должен….(быть мамой)

Я должен….(быть на высоте)

Исправить, Я должен… на я решил

Я решил ….(работать)

Я решил ….(быть мамой)

Я решил ….(быть на высоте) В итоге

ВЫ НЕ ЧЕГО, НЕ КОМУ НЕ ДОЛЖНЫ

Написать 3 предложения начиная с фразы

я не могу

Я не могу (отказать в просьбе)

Я не могу (я не могу так больше жить)

Я не могу ()

Исправить я не могу на я не хочу

Я не хочу (отказать в просьбе)

Я не хочу (я не могу так больше жить)

Я не хочу….)

В ИТОГЕ МЫ ЭТОГО НЕ ХОТИМ

Пишем ещё 3 предложения, начиная с фразы мне нужно

Мне нужно….(много денег)

Мне нужно….(мне нужно поспать)

Мне нужно….(мне готовиться к лекции)

Исправить мне нужно на я хочу

Я хочу ….… (много денег)

Я хочу ….… (уют и тепло дома)

Я хочу ….… (мне нужно поспать)

В ИТОГЕ СОВПАДАЕТ ЛИ С ЖЕЛАНИЯМИ? СОВПАДАЕТ!

Профилактика эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание легче предотвратить, чем лечить

1. Антистрессовое дыхание

-Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

-Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущения стрессового «нажима».

-Выпятите грудь колесом. Плечи отведите назад и расслабьте, глубоко вдохните, и медленно выдохните

2. Аутогенная тренировка.

В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях. Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.

Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе. ; я спокоен за работу моего сердца…

3. Релаксация – этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, поскольку овладеть им довольно легко –Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Упр. «Воздушный шар» (под релаксационную музыку)

Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее…. Вы подходите к воздушному шару…. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. …Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение.

4. Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.

5. Примите горячую ванну или сходите в баню. Когда человек наряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

6. Поддержание хорошей спортивной формы

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

7. Занимайтесь самообразованием.

8. Отвлекайтесь:

• много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе;

• постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет;

• оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь;

• обращайте внимание на мельчайшие детали;

9. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

• наведите порядок дома или на рабочем месте;

• устройте прогулку или быструю ходьбу;

• пробегитесь;

• побейте мяч или подушку и т. п.

Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи.

10. Но есть еще одно противоядие против синдрома эмоционального сгорания (женщины примут его скорее, чем мужчины):

хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом:

"Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!"

11. Выражайте эмоции:

• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

• мните, рвите бумагу;

• кидайте предметы в мишень на стене;

• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен. ", "Меня это обидело. ").

12. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

• рисуйте;

• танцуйте;

• пойте;

• лепите;

• шейте;

• конструируйте и тд

13. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не

убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

УПРАЖНЕНИЕ «В ЛУЧАХ СОЛНЦА»

Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.

Рефлексия:

-как вы себя чувствуете? Какое настроение?

-что понравилось, что не понравилось, чего хотелось бы?

Публикации по теме:

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Опубликовано: 21 января 2013 в 02:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Чернова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД