Ксения Румянцева
Развивающая предметно-пространственная среда как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Развивающая предметно-пространственная среда
как основа эмоционального благополучия и самовыражения детей».
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. А детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Сл 2 -Поэтому, одной из задач современного дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Сл 3 - Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).
С целью обеспечения психологического комфорта для детей в группах ДОУ решается ряд задач:
• Сл 4- В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
• Сл 5 - Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть подушки- поплакушки (чтобы выплакаться, коврик злости, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. А также ребенок может просто полежать в обнимку с подушечкой настроения.
• Сл 6 - Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
• А в группе можно заиметь яркие стулья настроения.
• Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
• Сл 7 - Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет лавочка или островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.
В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей).
Сл 8 - Дети среднего и старшего возраста уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.
Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.
Сл 9- Правила оформления уголка уединения по ФГОС ДО
ФГОС предъявляет определё нные требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:
• Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
• Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
• На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло, приветствуются мягкие модули.
• Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
• Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
• При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
• Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
Сл 10 -Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка, либо сделать его полупрозрачным.
Сл 11 - Паспорт уголка уединения
На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт.
Там прописываются следующие моменты:
1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.
Сл 12 - Наполнение уголка уединения в детском саду
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
1. Предметы для выражения негативных эмоций
2. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
3. Пособия для развития эмоциональной сферы
Сл 13 - Предметы для выражения негативных эмоций
Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов :
1. Подушки для битья, подушки- поплакушки (чтобы выплакаться, подушки-обнимашки.
Сл 14 -
2. «Стаканчик гнева или крика» (как вариант, это может быть кружка, мешок, коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку, стакан. Вместе с криком можно выплеснуть гнев и обиду.
3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
4. Листы гнева, разрывая их на мелкие кусочки, ребенок снимает раздражение, выплескивает негативные эмоции.
Сл 15-
5. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся, либо садятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Назначение такой мирилки — преобразовать детский конфликт в увлекательное действие.
Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
Сл 16 -
5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. Глядя на своё отражение в забавном зеркале, малыш успокаивается.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Для расслабления дошкольников могут использоваться:
Сл 17 -
1. Фотогалерея. Картины с изображением пейзажей. Глядя на такую картину ребенок успокаивается, находит умиротворение.
2. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
3. Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
4. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
Сл 18 -
5. Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши.
Сл 19 -
6. Красивый настольный фонтан, водопад, светящие игрушки.
Сл 20 -
7. Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
8. Музыкальные игрушки (например, шкатулка, игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
Сл 21-
9. Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
10. Коллекции морских ракушек, магнитов.
11. Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
12. Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
13. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Сл 22- Пособия для развития эмоциональной сферы
В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний :
• Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
• Маски (например, грустный и весёлый клоун, волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
• «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
• «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
• «Кукла -обнимашка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей нужно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Сл 23- Основные виды деятельности в уголке уединения
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.
Обозначим основные направления :
• Игры-манипуляции с предметами.
Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребё нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции : когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
• Дидактические игры.
Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
• Речевые игры с использованием предметов.
Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
• Изобразительная деятельность.
Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета, «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
• Физическая деятельность.
В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Сл 24-25- Также, согласно требованиям ФГОС, в группах детского сада должны быть Уголки настроения.
Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развития личности ребенка.
Варианты названий и оформления «Уголков настроения».
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»
Календарь настроения
Часики настроения
Островок настроения
Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
Экран настроения
Гора настроения
Карусель настроения
Эмоциональная корзина и т. д.
Сл 26 - Основные требования к «Уголкам настроения» :
• Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
• При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
• При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М. Люшера и их характеристиками.
• В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением.
• Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
• Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.
В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно просматривает «Уголки настроений» с целью определения достоверности демонстрируемых данных.
В конце месяца «табель - календари» передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.
В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.
В разных возрастных группах используются вариативные формы ведения и оформления уголков настроения.
Сл 27- группа раннего возраста (2-3 года).
Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей уголок не демонстрируется.
Задачи: Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
Сл 28 – 1-и 2-я младшая группа (2,5, 3-4 года).
Вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение). Либо берутся знакомые ребенку сказочные герои/животные. В разных возрастных группах используются вариативные формы ведения и оформления уголков настроения.
Задачи: Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».
Сл 29 - Средняя группа (4-5 лет).
При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой.
Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.
Задачи: Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).
Сл 30 - Старшая группа (5-6 лет).
Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.
Задачи:
Учить использовать понятие Радостное, Веселое, Спокойное, Удивленное, Грустное, Злое настроение.
Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)
Подготовительная группа (6-7 лет).
При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка» : Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
Задачи:
Закреплять полученные ранее знания и умения.
Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы-.
Сл 31- Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течение дня. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей.