Наталия Воскресенская
Семинар-практикум экологической направленности для родителей «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
экологической направленности для родителей
«Наши руки не для скуки»
п. Металлострой, 2018
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников, распространение педагогического опыта работы по изготовлению пособий из бросового материала.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум экологической направленности для родителей „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах
1. Формировать основы экологической культуры родителей;
2. Расширять знания и умения родителей в изготовлении пособий из бросового материала путем освоения несложных техник;
3. Продолжать развивать взаимодействие между детским садом и родителями.
Подготовительный этап:
• Оформить презентации: 1) «Формы экологического воспитания в детском саду», 2) Игра «Директива».
• Подготовить материалы, которые будут использоваться в мастер-классах.
Цитаты.
• «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
• «Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания» (И. В. Гете)
• Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. (Э. Фромм)
Оборудование: свисток, бубен, веревочки, ножницы, цветная самоклеящаяся бумага, втулки от туалетной бумаги, клей – карандаш, скотч, иголки, ватные диски; клей ПВА; белые нитки; ручка или карандаш; материалы для украшения: тесьма и т. д.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, уважаемые родители, мы очень рады видеть Вас у нас в гостях.
Тема нашего семинара-практикума «Наши руки не для скуки», первая часть теоретическая и называется «Экология и мы», вторая часть практическая под названием «Наши руки не для скуки».
Сегодняшнее мероприятие позволит каждому родителю проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; установить более тесный контакт между участниками нашего семинара-практикума.
Игра «Давайте поздороваемся» (проводит ведущий)
Ведущий: Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определё нным образом:
• На хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;
• На свисток – здороваетесь плечиками и произносите «добрый вечер»;
• На звук бубна – молча здороваетесь спинками
Беседа “Что мы знаем об экологии?”.
Ведущий: Как вы думаете, что означает термин “Экология?”
(ответы родителей)
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ведущий: Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста?
(ответы родителей)
Ведущий: Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Ведущий: Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:
- игры;
- занятия и беседы;
- проведение праздников природной тематики;
- проведение родительских собраний, семинаров посвященных определенной теме;
- прогулки с наблюдением за окружающим миром;
- выставки совместного творчества детей и родителей.
(Показ презентации)
Ведущий: организуя данные формы работы в детском саду, мы решаем определенные задачи, такие как:
1. Формирование у малышей системы начальных знаний о природе;
2. Развитие у детей трудовых навыков и умений;
3. Воспитание у ребят любви и уважения к природе с самого юного возраста.
Ведущий: Еще в древности люди научились, взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям.
- Паук плетет большую паутину - (к сухой погоде).
– Греется уж на дороге - (будет дождь).
– Птицы низко летают - (скоро дождь).
- Черемуха в цвету - (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая - (к вечеру будет дождь).
- Перед дождем цветы - (пахнут сильнее).
- Ворона кричит зимой - (к метели).
- Лягушки квакают - (к дождю).
- Воробьи купаются в пыли - (к дождю).
- Звезда рядом с луной - (к потеплению).
Звезды сильно блестят - (к морозу).
Сверчок стрекочет - (к хорошей погоде)
Может быть, кто-нибудь из вас помнит и другие приметы?
Ведущий: Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология : чуткость, вежливость, забота и внимание.
Игра «Директива»
Ведущий: (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Примеры высказываний:
1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательно найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».
Ведущий: Согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе». Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это самые близкие люди, которые утешают, понимают,
создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
Ведущий: Игра: «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Ведущий: Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений.
Педагогические ситуации «Простые истины»
1)На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей?
2)Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3)Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
4)Антон и Олег построили из песка улицу. Мама посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья!».
Назовите ошибки мамы. Как бы вы поступили в данной ситуации?
5)На детской площадке девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла мама и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки мамы. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ведущий 1: Дети без особых усилий усваивают знания, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Приведите ваши примеры взаимодействия с ребенком в процессе экологического воспитания?
(ответы родителей)
Ведущий 2: Как мы уже говорили раньше, одной из задач экологического воспитания является формирование бережного отношения к природе. А что на ваш взгляд означает бережное отношение к природе?
(ответы педагогов)
Ведущий 2: Правильно! И как вы верно заметили, что одной из форм бережного отношения к природе является переработка мусора.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?.
В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые выбрасываются в мусорную корзинку, но если подойти творчески, то простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, да мало ли еще во что.
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир.
В детском саду мы превращаем бросовый материал в поделки разного назначения: игрушки для ребенка, куклы для театра, спортивный инвентарь, пособия для развивающих подвижных и сюжетно-ролевых игр детей, разнообразные макеты, оборудование для экспериментирования, украшения интерьера помещений и участков. Естественно, что все перечисленные изделия должны быть безопасны в использовании.
Так как в наше время каждый детский сад работает с бросовым материалом, то педагогам известны требования к нему: безопасность, доступность и соответствие возрастным особенностям.
Думаю, что Вам интересно познакомится с изготовлением поделок из бросового материала.
Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению символа года собаки из различных материалов.
Игра на развитие мелкой моторики «Шишечки»
1. Мы катаем шишечку, между двух ладошек.
Вот какие шишечки, есть у наших крошек!
2. Превратилась в ёжика – колется иголкой,
Левой нашей рученьке, очень – очень колко!
3. Пощекочем шишечкой правую ладошку,
Как приятно шишечкой щекотать немножко!
4. Обхватили шишечку, вот и барабанчик!
Превратился в палочку наш весёлый пальчик!
5. Выросли сестрёночки на опушке летом –
Это наши шишечки, ёлочки с секретом!
6. Поливает дождичек, капает по веткам.
Вырастайте ёлочки, все на радость деткам!
7. Вот устала шишечка и легла в кроватку.
Спи спокойно, шишечка в колыбельке сладко!
Ведущая: Спасибо, уважаемые родители за сотрудничество. Надеемся, что мы смогли дать вам новые интересные идеи в работе с бросовым материалам по созданию игрушек и пособий. А сегодняшний семинар – практикум нам хочется закончить такими словами:
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Подведение итогов, рефлексия.