Наталья Березинская
Семинар-практикум для педагогов «Выразительность речи педагога»
Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.
Задачи: расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Выразительность речи педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Участники мастер-класса: педагоги.
Ход семинара-практикума
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем семинаре мы поговорим на тему: «Выразительность речи педагога».
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют (Презентация):
- Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпия и грамматика. (орфоэпические нормы - правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов).
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обращать на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности формулировки и грамотности словоупотребления.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления об использованиях различных способов внутритекстовой связи.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Одним из важных компонентов культуры речи, является ее выразительность. Рассмотрим основные средства выразительности речи.
Доклад № 1
Свое выступления я бы хотела начать с цитаты Николая Сергеевича Рождественского.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя»
(Н. С. Рождественский).
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Выразительность - важнейшее качество звучащей речи. Выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка.
К средствам выразительности речи относятся:
1. Интонация: разнообразные оттенки голоса, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи.
2. Темп: скорость речи, её замедление или ускорение. Он зависит от характера речи и задач говорящего.
3. Сила голоса: степень громкости звучания речевого аппарата. Она обусловлена содержанием.
4. Высота голоса: движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Высота голоса определяется логическим построением речи.
5. Тон: выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения к объекту или предмету речи.
6. Дикция: чёткое произношение звуков.
7. Чистота речи: отсутствие чуждых литературному языку слов и словосочетаний.
8. Пауза: остановка, короткая или длинная.
9. Логическое ударение: нужно выделить голосом то слово, которое нужно.
Практические задания
Логическое ударение. Произнести фразы: «Уколола кошка лапку», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.
Паузы.
«Хвастливый Колобок»
Пел хвастливый Колобок //:
-У меня //румяный бок! //
Укатился я от всех!
Ты, лисица, просто смех!//
А хитрющая лиса
Посмотрела в небеса,
Притворилась вмиг глухой
И сказала://
-Что? Пропой //
Песню дивную свою. //
Я с тобой ее спою. //
Проглотила Колобка,
Облизнулась // и ушла. //
Движение голоса по высоте, силе, тембру. Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.
Темп речи. Песня «Мы едем, едем, едем» (с ускорением)
Правильная речь педагога это залог правильной речи ребенка. Над культурой речи нужно работать, что бы не допускать ошибок. С докладом об ошибках в речи педагога и способах исправления выступит …
Доклад № 2
Дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли моя речь служить образцом для детей?
В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:
торопливость и невнятность
монотонность
излишнее повышение или понижение голоса
нарушение звукопроизношения
слова-паразиты
неправильная постановка ударения
злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:
односложность
бедность
отсутствие навыков культуры речи
плохая дикция.
Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль. Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Что бы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, скороговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Педагоги детского сада активно участвуют в развлечениях, праздниках, театральных постановках, кукольных спектаклях и т. п., где они играют роли, водят и озвучивают кукол, ведут мероприятия, как Ведущие, поэтому речь у педагога должна быть чистой, правильной, яркой, грамотной. Нередко воспитателям приходиться импровизировать, играть, вживаться в свою роль.
Театральная педагогика славится своими наработками в виде наработанных методик постановки голоса, развития его диапазона, силы, выразительности. Эти методики и опыт их использования целесообразно использовать не только профессиональным актерам, режиссерам, но и педагогам, чья деятельность тоже связана с голосом, устной речью, ораторским искусством.
Только педагог, который сам овладел искусством художественной речи, может научить этому и своих воспитанников. Ведь формирование умения декламировать художественное слово у дошкольников является первоочередным заданием в процессе творческого развития.
Театральные упражнения по овладению техникой и технологией актерской речи.
Упражнение 1. «Звукооператоры» (по Владимиру Абрамяну)
Участники делятся на две подгруппы: «звукооператоров» и «слушателей». «Звукооператоры» размещаются так, чтобы «слушатели» не видели их лиц. «Звукооператоры» по очереди имитируют разные звуки, например: шум ливня, мяуканье кошки, шелест деревьев, кукареканье петуха, цоканье копит коня, хрюканье свиньи, гул поезда и т. д. «Слушатели» должны отгадать, кого «озвучивают» «звукооператоры».
Упражнение 2. «Эхо голоса» (авторская)
Один из участников поет свое имя, другие все вместе повторяют за ним. Основная цель – стремиться воспроизвести пропетое имя так, чтобы сымитировать звуки эха.
Инсценировка сказки «Колобок»