Папки-передвижки

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Светлана Солонова
Семинар-практикум «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум

«Современные образовательные технологии

в ранней профориентации дошкольников»

Дата: 30.10.19 г.

Старший воспитатель МБДОУ детский сад «Мозаика»

Цель: расширить теоретические знания и практические умения педагогов по использованию в образовательном процессе современных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых людей.

До начала семинара - практикума педагоги делятся на 4 микрогруппы.

На экране слайд 1 «Кем быть?»

1. Вступительное слово.

Публикация «Семинар-практикум „Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах

Старший воспитатель Солонова С. В.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня творческая группа познакомит Вас с современными образовательными технологиями, которые вы сможете использовать в своей профессиональной деятельности для организации образовательного процесса по профориентации дошкольников.

Ранняя профориентация дошкольников – тема не новая. С профессиями знакомили детей всегда. Но обновление системы дошкольного образования ставит перед нами, современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Планом семинара-практикума предусмотрено выполнение теоретических и практических заданий с целью обогащения ваших теоретических знаний и практических умений по данному направлению работы.

И так - начнём с теории. Предлагаю ответить на следующие вопросы:

Дайте определение понятий: «профессия», «специальность», «образовательная технология».

Ответ:

«образовательная технология» - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

СЛАЙД 2

«профессия» - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков приобретённых в ходе специальной подготовки.

«специальность» (от лат. species - род, вид) - вид занятия в рамках одной профессии»;

СЛАЙД 3

Что такое профориентация в ДОУ? (ответы педагогов).

Профориентация - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему упомощи в разумном выборе профессии.

СЛАЙД 4

Так как в ходе семинара мы будем говорить только о современных образовательных технологиях, направленных на проориентацию, далее предлагаю небольшую разминку - блицопрос «Что мы знаем о профессиях». Ваши ответы на вопросы будут способствовать пополнению знаний ваших коллег.

СЛАЙД 5

БЛИЦОПРОС «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРОФЕССИЯХ»

(Работа в микрогруппах)

Вопросы:

1. В какой образовательной области обозначены задачи по ознакомлению дошкольников с миром профессий (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

2. Кто такой фермер? (предприниматель в сфере сельского хозяйства).

Что должен знать фермер, чтобы заниматься сельским хозяйством? (владеть несколькими специальностями, знать основы ветеринарии, хорошо разбираться в экономике.)

3. Как называют человека, который собирает марки? (филателист)

4. В какой стране родилось искусство театра, на основе которого возник европейский театр? (в Древней Греции)

5. Как назывались первые профессиональные артисты на Руси? (скоморохи)

6. Где получают энергию? (на специальных теплоэлектростанциях)

7. В каких войсках служат военнослужащие? (сухопутных, воздушных, военно-морском флоте).

8. Кого считают основателем космонавтики? (Константина Эдуардовича Циолковского)

9. Какими качествами должен обладать библиотекарь? (любовь к книгам, великолепная память, общителность, тактичность, внимательный.)

10. Где в наше время шьют много обуви? (на фабрике)

11. С каким материалом работает слесарь (с металлом)

12. Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома (каменщик, плотник, маляр, сантехник, плотник, крановщик, водитель)

13. Назовите, пожалуйста, профессии, которые относятся к типу:

«Человек - природа» : животновод, растениевод, ветеринар. Молодцы, вы назвали много профессий, труд в которых направлен на предметы живой природы.

«Человек - человек» : врач, воспитатель, учитель, медсестра. Вы назвали профессии, связанные с обучение, воспитанием, обслуживанием, руководством.

«Человек - знак» : секретарь, художник, программист. Труд людей этих профессий направлен на обработку условных знаков, цифр, формул, текстов.

Вывод: подводя итог блиц-опроса, обращаю внимание на соблюдение следующей последовательности алгоритма ознакомления дошкольников с профессиями.

СЛАЙД 6

2. Теоретическая часть «Рекомендации педагогам по использованию образовательных технологий в образовательной деятельности с детьми и родителями».

Старший воспитатель Солонова С. В. (текст выступления) :

- Для осуществления планомерной, систематической образовательной деятельности по профориентации рекомендуем использовать:

технологию проектной деятельности (Л. С. Киселева);

информационно-коммуникационные технологии;

технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова);

технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и т. д.);

Коротко остановлюсь на каждой технологии. Рассчитываю на что, что наши рекомендации окажут вам практическую помощь.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется технология проектной деятельности. Практика показывает, что именно эта технология является эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей, так как онаосновывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию; позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!

Обращаю ваше внимание, что Программой нашего детского сада предусмотрено проведение долгосрочных,краткосрочных, среднесрочныхпроектов по профориентации, начиная со средней группы.

Младший дошкольный возраст рассматривается программой как подготовительный этап в данном направлении работы.

А теперь несколько советов по работе над проектом «Профессии наших родителей»

(долгосрочный, старший дошкольный возраст)

СЛАЙД 7

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

1. Глубоко изучите тему проекта.

2. Посредством игровой мотивации, заинтересуйте каждого ребенка темой проекта.

3. Введите детей в проблемную ситуацию, используя модель трё х вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

4. Тактично рассмотрите все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

5. Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

6. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

7. Творчески подходите к реализации проекта.

8. На 2 этапе проекта используйте следующие формы и методы образовательной деятельности : ООД разных видов (составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблицы, познавательные беседы о профессиях родителей, игры («Подскажи словечко», «Угадай, кто это?»,«Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не скажем.», «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», «Угадай профессию по трудовым действиям»); комьютерные игры, экскурсии, встречи с профессионалами, культурно-досуговые мероприятия, художественные произведения, фольклор, рисование «Профессии моих родителей».

9. 1 раз в неделю проводите одно мероприятие продолжительностью в 25 минут.

10. Особое внимание обратите на использование экскурсий

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности в проекте. Учитывая возраст детей, программное содержание ОО «Социально-коммуникативное развитие», инфоструктуры нашего села, рекомендуем организовать экскурсии: - в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку БГАУ, школу, супер-маркет «Магнит», «Пятёрочка», аптеку, парикмахерскую; к светофору, на почту, на ближайший приусадебный участок, на работу к родителям, в автогород, на метеостанцию. А если вам не удалось организовать экскурсию, то используйте компьютерные вертуальные экскурсии.

12. Ненавязчиво привлеките родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Родители могут рассказать о своей профессии; рассказать и показать инструменты, которыми они работают. Живое общение с мамой или папой вызовет неподдельный интерес ребёнка.

13. Привлекайте специалистов ДОУ к разработке и реализации проекта.

14. Тщательно подготовьте заключительный этап проекта и проведите его в виде:

• презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус»,

• шоу;

• театрализованного представления и т. п.

Продуктом проектной деятельности может стать:

Выставка совместных рисунков детей и родителей, фотографий по теме проекта.

Развлечение «О трудолюбивых и ленивых!»

Информация о проделанной работе на сайте детского сада и личном сайте педагога

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст выступления: следующая технология, которая поможет вам реализовать задачи профориентации - ИКТ. ИКТ - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

При организации образовательного процесса в процессе ООД, в совместной деятельности в первой и второй половине дня вы можете использовать:

мультимедийные презентации о профессиях - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов;

интерактивные видео игры;

материалы Интернет-ресурсов для изготовления настольных игр по теме «Профессии»;

виртуальные экскурсии - эффективный способ знакомства детей с профессиями с помощью компьютера, не посещая в реальности самого места.

Преимуществами являются: доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время творческая группа с помощью учителя-логопеда Дунаевой Александры Геннадьевны начала создавать картотеку видеомультфильмов, которые вы в дальнейшем будете использовать для просмотра в дни занятий в бассейне по разработанному расписанию.

А сейчас я предлагаю посмотреть интерактивную видеоигру «Кому что нужно?»

ПРОСМОТР ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИДЕО ИГРЫ

ТЕХНОЛИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Текст выступления старшего воспитателя:

Напоминаю, что интеграция–это процесс, ведущий к связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающий целостность.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе:

проведения музыкальных праздников и развлечений. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

проведения спортивных праздников, Дней здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу и т. д.

в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

в процессе ознакомления с произведениями искусства: рассматривая репродукции художников, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать беседой, в которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

в процессе лепки, аппликации, конструирования.

Все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГР

Текст выступления старшего воспитателя:

- Теперь перейдем к следующей современной технологии – игровая технология.

Детская игра – это первый профориентатор ребенка – так говорил о важности игры в профориентационной работе педагог, учёный Асмолов Александр Григорьевич. При этом ведущая роль при реализации задач ранней профориентации принадлежит сюжетно-ролевой игре. Самое главное правило для педагога: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). Беря на себя ту или иную роль (шофера, продавца, повара) и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию, меняется и роль педагога в их организации, содержание которой я не буду вам рассказывать, а вы самостоятельно изучите памятку.

ПАМЯТКА

«РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИР ДОШКОЛЬНИКОВ»

В младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр :

воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель, называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт, давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий : построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, лечение детей (работа врачей, медсестер, продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга;

находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

3. Практическая часть «Игротека»

Члены творческой группы знакомят педагогов с картотеками игр, проводят одну игру.

4 часть. Рефлексия

Текст выступления старшего воспитателя:

- Уважаемые коллеги! По окончании семинара предлагаю поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре

• Если вам понравился семинар-практикум, это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне класс.

• Если это всё вас совсем не тронуло – покажите палец вниз.

• Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, скрестите руки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Хочу вам рассказать о семинаре-практикуме, который я посетила в г. Тамбове 18марта. Программа семинара- практикума «Развивающие игры Воскобовича.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Опубликовано: 8 августа 2020 в 21:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Солонова (УИ 2217269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД