Ольга Червоненко
Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры»[/b]
Семинар — практикум с использованием дистанционных форм взаимодействия с педагогами на тему:
Цель семинара – практикума: Формирование практических знаний и умений по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений; использовать ИКТ всеми участниками коррекционного процесса.
Публикация «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей, Игры с чистоговорками, Интерактивные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Чистоговорки
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений развивающих фонематические процессы.
3. Применять компьютерные технологии для развития познавательных способностей и коррекции речевых нарушений.
План семинара - практикума
Теоретическая часть.
1. Роль слуха в процессе восприятия речи и усвоения произношения.
2. Этапы развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Роль артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков в развитии речи детей дошкольного возраста.
4. Актуальность использования ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Практическая часть.
1. Работа с буклетом
2. Организация речевой предметно – пространственной среды (Смотр-конкурс).
3. Знакомство с коррекционно-развивающими интерактивными играми, способствующие развитию фонематических процессов.
Итог семинара – практикума.
1. Анкетирование.
Ход семинара – практикума
Теоретическая часть.
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира, им обладают все живые существа. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления это умение подбирать слова с заданным звуком, и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим, дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.
Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:
- Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма.
- Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.
- Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти. В этом немалую роль играют артикуляционная гимнастика и модели артикуляции звуков Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука. Упражнения бывают статические и динамические. Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка. Динамические -это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губы, языка. А модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи. Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии. В Приложении 1 вы можете ознакомиться с моделями артикуляции гласных звуков и основных групп звуков, с которыми чаще приходится работать логопеду на логопункте.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Ведутся дискуссии о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина).
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаем, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Однако, дошкольные учреждения далеко не всегда располагают возможностью установить качественные специализированные программы, направленные на коррекцию речевых нарушений. Поэтому есть два пути решения этого вопроса.
Первый – попытаться найти что-либо подходящее из так называемых «массовых» обучающих программ, для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, математике, грамоте, развитию мышления, памяти, внимания и т. д. Но такие игры не всегда соответствуют задачам коррекционной педагогики, а иногда содержат ошибки. Альтернативой может стать создание своих слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных с учётом особенностей развития детей. Их применение интересно большинству детей и самому педагогу.
Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:
- новые возможности для творческого развития детей;
- повышает привлекательность содержания материала;
- позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения;
- повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
С другой стороны:
- компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
- использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
- «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т. к. будут большую часть времени сидеть за компьютером;
Но жизнь не стоит на месте. Ю. Горвиц (1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель-логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей. Работая с детьми, я тоже стараясь идти в ногу со временем.
Практическая часть.
Уважаемые педагоги, я подготовила для вас буклет (Приложение 2). Предлогаю всем ознакомиться с ним. В нём наглядно, на примере игр с чистоговорками, можно ознакомиться с методикой проведения игр для развития фонематических процессов у детей. В вашей работе он пригодится, как образец-памятка.
А сейчас хочу обратить ваше внимание на Приложении 3. В нём сгруппированы игры на формирование фонематического восприятия, исходя из вышеописаных этапов развития. Ознакомьтесь пожалуйста с ними. Это своего рода картотека с играми, которые также вы смело можете использовать в своей работе.
А теперь я предлогаю провести творческий конкурс. Каждому воспитателю нужно изготовить для своей группы одно новое пособие, для работы по развитию фонематических процессов у детей:
Для младшей группы предлогаю изготовить наглядной пособие для игры «Ритмические рисунки»
Для средней группы - для игр «Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик)»
Для старшей и подготовительных групп - для «Позови звук домой», «В каком окошке выглядывает звук», «Зажигаем в окнах свет»
Результаты своего творчества прошу предоставлять в виде фотоотчёта. Победителя будем, для объективности выбирать коллективно.
И ещё, уважаемые педагоги я хочу заочно познакомить вас с интерактивными играми, развивающими фонематические процессы. Сегодня сложно найти ребенка, который не любит играть в интернет-игры. И не всегда они оказывают благотворное влияние на детей, скорее наоборот. Ведь кроме развлекательной функции, игра должна чему-то обучать и развивать ребёнка. И в наших силах познакомить и воспитанников нашего сада и их родителей с такими играми. В контексте темы нашего семинара-практикума, хочу познакомить, а кому-то из педагогов напомнить о сайте Мерсибо. На этом сайте в свободном доступе есть игры развивающие фонематические процессы и не только. Так, например, в разделе «Фонематический слух» можно поиграть в такие игры как «Бедный дракончик» (соотнесение звука и буквы, «Волк и овцы» (определение пятого лишнего гласного звука, «Паровозики» (определение ударного гласного в слове, а в разделе «Неречевые звуки» - в игру «Домашние животные» (звуки домашних животных. В этой игре представлены как реальные голоса животных, так и звукоподражания ; и два режима игры: правильные голоса животных и перепутанные, «Загадки звуков» (неречевые звуки). Пожалуйста самостоятельно ознакомьтесь с этими играми. К каждой игре есть звуковое и текстовое описание игры и рекомендации (в настройках).
Итог семинара – практикума.
1. А завершить наш семинар я предлогаю небольшим анкетированием. (Приложение 4)