Елена Луцик
Семинар-практикум «Роль организованных наблюдений с детьми на экологической тропе детского сада»
▼ Скачать
Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Задачи:
• Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
• Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ.
Эпиграф
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Публикация «Семинар-практикум „Роль организованных наблюдений с детьми на экологической тропе детского сада“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать
каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные
формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии.
Наиболее важной и эффективной формой работы экологическая тропа, как на территории детского сада, так и внутри него.
Педагогическая змейка:
Для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу.
Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие
дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых
точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании
используется термин «экологическая тропинка».
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Можно выделить три основных типа экологических тропинок :
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
в) в здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов (видовых точек)
экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
(например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.
Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных
участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране
дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада.
Именно поэтому рекомендуется
создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть
на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям.
В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:
уголок природы,
экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов
для разных целей,
фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции
комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,
теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,
фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит
от развивающей среды детского сада).
Этапы создания экологической тропинки :
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – того, кто будет давать задания и приглашать в гости.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта.
5. Изготовление табличек и рисунками, подписями для точек маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений :
План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, закрепляется вначале тропы. Возле каждого объекта выставляется табличка с названием точки (можно использовать символы и рисунки).При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения.
Организация работы с детьми :
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.
Работа по маршруту экологической тропы
- Деревья;
Знакомим детей с биологическими, экологическими характеристиками деревьев, их особенностями, с народными названиями деревьев и отражением их образа в фольклоре, стихах; с отличиями и связью деревьев с другими растениями и животными, их ролью в жизни людей. Знания детей закрепляются в играх «С какой ветки детки», «Узнай дерево по листу» и т. д. Дети составляют небольшой рассказ о дереве, а также рисуют.
- Цветник;
При наблюдении учим узнавать цветы по внешнему виду, запаху, цвету, форме лепестков, листьев. Дети собирают сухие листья, веточки, семена, взрыхляют почву, осуществляют посадку семян, поливают, пропалывают. Обращаем внимание детей на красоту цветов. Закрепляют названия в игре «Узнай цветок», делают зарисовки.
- Водоем;
Знакомим детей с обитателями воды, растениями. Беседуем о значении воды. Читаем рассказы, стихотворения, поговорки, загадки. Играем в игры «Водяной», «Лягушки и цапли» и т. д. Дети принимают участие в опытах с водой.
- Волшебная полянка;
На ней знакомим детей с насекомыми, а также с особенностями внешнего вида, способами передвижения, приспособления к местам обитания. Используя художественное слово, обыгрывание и т. д.
- Зеленая аптека;
Дети знакомятся с лекарственными растениями. Участвуя в играх «Аптечная грядка», «Угадай, где я вырос» дети классифицируют цветы. В игре «Приготовь лекарство» дети выполняют роль фармацевтов. Собираем и составляем гербарий, знакомимся с рассказами и стихами о них.
- «Веселый лужок»;
Здесь дети отдыхают, закрепляют в играх знания о природе и т. д. Используем аудиозаписи (пение птиц, шум леса и т. д.)
Птичий столб
2 часть
«Творческая мастерская»
«Конструкторы».
Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:
Разработать схему экологической тропинки на территории ДОУ;
Разработать схему экологической тропинки в учреждении.
На выполнение задания вам дается 10 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания
подобной формы экологического воспитания в ДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы
на территории ДОУ.
Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в ДОУ (на территории и внутри детского сада).
Паспорт экологической тропинки
Для организации работы на экологической тропинке нужно разработать специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т. п.).
В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.
Экологической тропа на территории детского сада у нас создана. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию
Экологическая тропа в детском саду должна организована так, что у ребят есть возможность наблюдать объекты (а их множество) круглый год. Каждая имеет своё функциональное назначение, содержание грамотно продумано, эстетично и основательно оформлено. Работу на экологической тропе надо строить планомерно и системно.