Юлия Кочегарова
Семинар-практикум «Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара – практикума : формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить типичные ошибки при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
2. Приобщать воспитателей к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического восприятия.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие фонематических процессов посредством использования игр и игровых упражнений в работе логопеда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
План семинара :
1. «Развитие фонематического восприятия через использование игр и игровых упражнений в подготовке детей к обучению грамоте (доклад + презентация).
2. Экспресс-тест «Поверь себя»
3. Работа в микрогруппах
а) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»
б) «Найди ошибки»
4. Подведение итогов семинара-практикума.
Ход СЕМИНАРА
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛОГОПЕДА
Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов :
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л. С. Выготским.
Как проверить, развит ли он у ребенка.
• Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.
• Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.
На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.
Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.
Отвечает на вопросы:
Сколько слогов в слове «сок»?
Сколько в нем звуков?
Какой согласный звук стоит в конце слова?
Какой гласный звук в середине слова?
Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.
Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем звуковой анализ.
Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Однако сейчас принято объединять эти два понятия.
В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества.
Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:
• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными.
• Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т. е. последовательности их развития, что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;
Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.
Последовательность появления звуков у детей
Возраст 1-2 года 2-3 года 3-4 года 5-6 лет
Звуки А
О
Э
П
Б
М И Ы У
Ф В
Т Д
Н
К Г
Х
Й С З Ц
Ш Ж
Ч Щ Л Р
• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
• не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах) :
По этим правилам мы знаем, что
- звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,
- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,
-мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»
- удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.
- гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»
Вывод: речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа») :
прямые и обратные слоги (АМ, ПА)
трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)
двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)
трехсложные (МАЛИНА) слова,
слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)
Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.
Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания. Предлагаю выполнить экспресс-тест «Поверь себя» (приложение № 1) :
3. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ
Презентация логопеда авторской игры «Звуковой коврик» (приложение № 2)
Практическое упражнение : выкладываем коврик со словами, в которых звук «О» стоит в начале слова
Давайте проверим себя.
окно омут овцы обезьяна
озеро Олег очки осень
Оля сноп пальто овощи
огурец остров ослик Овечка
«Найди ошибки» (приложение № 3)
Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:
- распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;
- ошибки в звуковой схеме;
- кубики, фишки, при обозначении символов букв;
Вывод: рассмотрим советы:
• не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;
У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.
• не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года;
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мир родного языка: игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М., 2008.
2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2010.
3. Дербина А. И., Кыласова Л. Е. Логопедическая группа : игровые занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2016.
4. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М., 2014.
5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Конспекты занятий. – М., 2009.
6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
7. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
8. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 2014.
9. Юрчишина В. Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М., 2012.
10. https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac123.htm