МААМ-картинки

Семинар-практикум «Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений»

Елена Мусягина
Семинар-практикум «Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений»
▼ Скачать

Цель: повышение компетентности педагогов в работе по развитию выразительности речи дошкольников.

Задачи:

1. Уточнить понятие «интонационная выразительность речи».

2. Определить значимость систематической работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников.

3. Систематизировать знания педагогов в данном вопросе.

4. Научить практической работе по развитию интонационной выразительности речи дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум „Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений“» размещена в разделах

Ход встречи.

Уважаемые, коллеги! На сегодняшней встрече мы с вами уточним, что же понимается под интонационной выразительностью речи, через какие виды деятельности с детьми можно развивать этот навык, какие методы и приёмы использовать. Как часто мы говорим нашим дошколятам : - Прочти выразительно!

– Скажи выразительно и громко!

Что же значит, по-вашему, выразительно говорить? (ответы педагогов)

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Значит, для того, чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он должен не просто понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. И выразить эмоциональное содержание речи можно через ряд приёмов.

На стенде – плакат со схематическим изображением компонентов выразительности речи. Это цветок, в серединке написано – интонационная выразительность, на лепестках – приёмы.

Мелодика голоса.

Попробуйте изменить высоту своего голоса вверх или вниз. Заметили, что ваша фраза изменилась? Приём изменения высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.

Игра на овладение мелодикой «Ласково и грубо».

Ролевая игра. Предложите ребёнку выбрать роль медведя или зайчишки. Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый, а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Предложить малышу повторить фразу с интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы

пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».

Темп речи.

Его можно замедлять или ускорять в зависимости от содержания высказывания.

Игра на изменение темпа речи «Поехали, поехали».

Дети, взявшись за руки ведут хоровод и произносят медленно слова потешки «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе «поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

Паузы.

На письме они выделяются пунктуацией и придают законченность мысли. Сначала можно использовать игры на применение пауз.

«По очереди»

Предлагаем ребёнку по очереди произносить фразы любимого стихотворения чередуя «вслух» и «про себя». Затем можно на речевых разминках провести разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т. п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.

Старый // тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь // у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь у крылечка//

Льдом затянутая речка.

Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Предлагается аудитории выполнить задание.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

Правда ….дороже золота.

За правое дело …стой смело.

Сила голоса.

Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.

«Поезд» - игра на развитие силы голоса.

Перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Тот, что ближе, гудит громко, следующий голосом средней силы и последний тихо- тихо.

«Три медведя» - угадай, кто рычит мишутка, мама медведица, или медведь папа. А теперь сам покажи разными голосами.

Логические и фразовые ударения.

Это выделение голосом отдельных слов или фраз необходимо для подчёркивания их значимости в речи. Предлагается повторить предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Тембр голоса.

Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).

Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли кто автор объявления:

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.

***

Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!

***

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

***

Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит

компанию?

***

Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!

***

Тому, кто найдёт мой хвост.

Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте

меня с такими мелочами

***

Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!

***

Помогу всем, у кого сломался будильник!

Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным произношением. Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И оптимальная форма занятий – это игра!

Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Конечно же, здесь необходимо вести работу последовательно и систематично, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. И не ограничиваться работой над

выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. Но когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии интонационная выразительность снижается. Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением,

менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Вот тогда мы можем сказать, что некое произведение прочтено выразительно.

Это достигается следующими видами работ:

1)Основной метод – это выразительная речь и чтение художественных произведений самим педагогом. Дети подражают.

2)Театрализованная деятельность. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе

выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Большое значение имеет атрибутика (костюмы, детали костюма).

3)Логоритмика и включение элементов логоритмики в занятия, физкультурные паузы. Здесь используются упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

4)Речевые разминки, которые следует включать в каждое занятие. В старшем возрасте, они могут проводиться в форме соревнования. Произнесения скороговорок, чистоговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями (грустно, удивленно, радостно, тихо, громко, быстро, медленно, стихи-диалоги по ролям.

5)Использование музыкального сопровождения при чтении художественных произведений, при заучивании стихов.

6) Иллюстрация прочитанного, услышанного.

7)Игры в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха».

8) Дидактические игры и упражнения, например:

1. Подбери картинку к стихотворению.

2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.

3. Узнай по картинке, про что стишок.

4. Добавь словечко. Договори слово.

5. Как назвать вторым словом.

6. Что это может быть.

7. Скажи ласково.

5) Подвижные речевые игры, например:

1. Лохматый пес.

2. Кот и мыши.

3. У медведя во бору.

9) Посещение театра, конкурсов чтецов.

10) Прослушивание дисков со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

Логопед благодарит за участие, раздаёт картотеку игр и упражнений направленных на развитие интонационной выразительности речи «Говорим красиво».

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений»
Опубликовано: 4 июня 2024 в 11:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мусягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД