Елена Мусягина
Семинар-практикум «Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений»
▼ Скачать
Цель: повышение компетентности педагогов в работе по развитию выразительности речи дошкольников.
Задачи:
1. Уточнить понятие «интонационная выразительность речи».
2. Определить значимость систематической работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников.
3. Систематизировать знания педагогов в данном вопросе.
4. Научить практической работе по развитию интонационной выразительности речи дошкольников.
Публикация «Семинар-практикум „Профилактика ФФН у детей дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2024
Ход встречи.
Уважаемые, коллеги! На сегодняшней встрече мы с вами уточним, что же понимается под интонационной выразительностью речи, через какие виды деятельности с детьми можно развивать этот навык, какие методы и приёмы использовать. Как часто мы говорим нашим дошколятам : - Прочти выразительно!
– Скажи выразительно и громко!
Что же значит, по-вашему, выразительно говорить? (ответы педагогов)
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Значит, для того, чтобы в речи ребёнка появилась какая-либо интонация, он должен не просто понимать то, о чём говорит, но и сопереживать тому, о чём повествует. И выразить эмоциональное содержание речи можно через ряд приёмов.
На стенде – плакат со схематическим изображением компонентов выразительности речи. Это цветок, в серединке написано – интонационная выразительность, на лепестках – приёмы.
Мелодика голоса.
Попробуйте изменить высоту своего голоса вверх или вниз. Заметили, что ваша фраза изменилась? Приём изменения высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.
Игра на овладение мелодикой «Ласково и грубо».
Ролевая игра. Предложите ребёнку выбрать роль медведя или зайчишки. Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый, а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Предложить малышу повторить фразу с интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы
пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».
Темп речи.
Его можно замедлять или ускорять в зависимости от содержания высказывания.
Игра на изменение темпа речи «Поехали, поехали».
Дети, взявшись за руки ведут хоровод и произносят медленно слова потешки «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе «поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».
Паузы.
На письме они выделяются пунктуацией и придают законченность мысли. Сначала можно использовать игры на применение пауз.
«По очереди»
Предлагаем ребёнку по очереди произносить фразы любимого стихотворения чередуя «вслух» и «про себя». Затем можно на речевых разминках провести разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т. п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Предлагается аудитории выполнить задание.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Правда ….дороже золота.
За правое дело …стой смело.
Сила голоса.
Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.
«Поезд» - игра на развитие силы голоса.
Перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Тот, что ближе, гудит громко, следующий голосом средней силы и последний тихо- тихо.
«Три медведя» - угадай, кто рычит мишутка, мама медведица, или медведь папа. А теперь сам покажи разными голосами.
Логические и фразовые ударения.
Это выделение голосом отдельных слов или фраз необходимо для подчёркивания их значимости в речи. Предлагается повторить предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Тембр голоса.
Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).
Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли кто автор объявления:
Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.
***
Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!
***
Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
***
Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит
компанию?
***
Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!
***
Тому, кто найдёт мой хвост.
Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте
меня с такими мелочами
***
Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!
***
Помогу всем, у кого сломался будильник!
Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным произношением. Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И оптимальная форма занятий – это игра!
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Конечно же, здесь необходимо вести работу последовательно и систематично, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. И не ограничиваться работой над
выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. Но когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии интонационная выразительность снижается. Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением,
менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Вот тогда мы можем сказать, что некое произведение прочтено выразительно.
Это достигается следующими видами работ:
1)Основной метод – это выразительная речь и чтение художественных произведений самим педагогом. Дети подражают.
2)Театрализованная деятельность. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе
выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Большое значение имеет атрибутика (костюмы, детали костюма).
3)Логоритмика и включение элементов логоритмики в занятия, физкультурные паузы. Здесь используются упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.
4)Речевые разминки, которые следует включать в каждое занятие. В старшем возрасте, они могут проводиться в форме соревнования. Произнесения скороговорок, чистоговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями (грустно, удивленно, радостно, тихо, громко, быстро, медленно, стихи-диалоги по ролям.
5)Использование музыкального сопровождения при чтении художественных произведений, при заучивании стихов.
6) Иллюстрация прочитанного, услышанного.
7)Игры в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха».
8) Дидактические игры и упражнения, например:
1. Подбери картинку к стихотворению.
2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.
3. Узнай по картинке, про что стишок.
4. Добавь словечко. Договори слово.
5. Как назвать вторым словом.
6. Что это может быть.
7. Скажи ласково.
5) Подвижные речевые игры, например:
1. Лохматый пес.
2. Кот и мыши.
3. У медведя во бору.
9) Посещение театра, конкурсов чтецов.
10) Прослушивание дисков со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.
Логопед благодарит за участие, раздаёт картотеку игр и упражнений направленных на развитие интонационной выразительности речи «Говорим красиво».