Людмила Миронычева
Семинар-практикум «Правила разговора с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вступление:
Невозможно представить работу педагога в д/саду без общения с родителями. Это происходит каждый день. Обсуждая разные проблемы, общение происходит и на коллективных мероприятиях и в индивидуальном плане. Если на коллективных мероприятиях все-таки доминирует педагог, а родители больше выступают в роли слушателей, то совсем другая ситуация вовремя индивидуальных бесед, особенно, если решается или обсуждается сложная ситуация. Как строить такой разговор, что может помочь воспитателю в ведении разговора, как избегать конфликта в разговоре или сгладить его7 Это сложно, но пытаться нужно, а для этого мы с вами как педагоги должны быть более грамотны, осведомлены в этом вопросе, т. к. все равно многое в разговоре зависит от нас.
Публикация «Семинар-практикум „Правила разговора с родителями“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
II. 1. Упражнение «Фотоальбом»
Чтобы включится в работу, мы выполним следующее:
- Представьте себе, что вы пришли в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом. Рассматривать его будем внимательно, вглядываясь друг в друга и запоминая движения.
Начнем с ведущего. Я называю свое имя и делаю любое несложное движение. Соседка справа открывает страницу фотоальбома, а там моя фотография. Теперь ей придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную фотографию, т. е. назвать свое имя и выполнить свое несложное движение. Так и будем перелистывать альбом, начиная с фотографии ведущего, затем добавляя портреты других гостей. От нашей внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом.
Обсуждение упражнения:
- Как вы выбирали себе движение: сходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение своей индивидуальности?
- Запомнились ли чьи-то движения особенно и почему?
2. Упражнение «Что дальше»
-Ведущий начинает предложение, бросает мяч участнику, он должен закончить его
- Я пришла на сегодняшний семинар с желанием….
- Сегодня мне хотелось бы….
- Терпеть не могу, когда…
- Я горжусь собой, если…
В завершении педагоги коротко обмениваются мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилась в реакции участников
III. При взаимодействии с родителями возникают определенные трудности и одной их них является особенность коммуникативного взаимодействия. И педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязывать собственную точку зрения.
Другой причиной является – личностные особенности педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности, как профессионала, неадекватная самооценка приводит к неумению наладить диалог с родителями.
Избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике, когда знания есть, а механизм их использования не отработан, также негативно сказывается на построении диалога. Педагоги знают что надо сказать, но не знают как.
Можно слышать от педагога:»Лучше я промолчу – все равно ничего им не докажешь!» или «Я им сейчас все скажу, пусть попробуют не понять»
И в том и в другом случае воспитателю есть что сказать родителям, однако в силу личностных особенностей они выбирают разные, но каждый раз не конструктивные способы сообщения информации. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое или «кричащее» противостояние сторон.
Многое при общении с родителями зависит от того, общительный вы человек или нет. Определить это поможет тест на коммуникабельность педагога с родителями.
- Вам предлагаются вопросы, а вы ставите баллы: - «да» - 2 балла
- «иногда» - 1 балл
- «нет» - 0 баллов
В конце баллы суммируются и определяется к какой категории вы относитесь, если балл высокий – вы общительный человек
Вопросы:
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают провести общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли вы, если один из родителей ваших воспитанников постоянно задает вам вопросы?
9. Верите ли вы, что существует проблема «воспитателей м родителей» и что они разговаривают на разных языках?
10. Постесняетесь ли вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. вызывает ли у вас досаду просьба кого- либо их родителей помочь разобраться в том или ином воспитательном вопросе?
12. Услышав выказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли вы помолчать и не вступить в спор?
13. Боитесь ли вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет вы не приемлете?
15. Считаете ли вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?