Юлия Алексеевна Радионова
Семинар-практикум «Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств личностного развития»
Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира, складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка-дошкольника зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы. Их сегодня очень много.
1. Задание для педагогов
Ранжирование:
Публикация «Семинар-практикум „Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств личностного развития“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Какие методы воспитания считаете наиболее результативными?
Убеждения
Принуждения
Поощрения
Наказания
Требования
Личный пример
Как вы думаете, какой из методов воспитания самый эффективный?
Ответы педагогов.
Этот компонент присутствует в каждом из них – это оценка.
Похвалить и наказать можно по-разному. А вы задумывались когда-нибудь, как относятся дети к поощрениям и наказаниям? Какие мы чаще используем виды поощрений и наказаний?
Составим список как, по вашему мнению, наиболее желаемые поощрения и какие наиболее страшные наказания для детей мы используем.
Желаемые поощрения Страшные наказания
Основной метод поощрения: ___
Основной метод наказания:___
Как вы думаете, совпали ли ваше мнение с мнением детей.
Сравнение двух таблиц. Выводы.
2. Теория.
С самых ранних лет ребенок слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми: родителями, воспитателями, детьми. Мнения эти далеко не всегда одинаковы, а порой даже противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении. Если ребенку все время говорить о его слабых способностях, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Слишком высокое мнение о самом себе также нарушает отношение ребенка с окружающими.
Виды оценок :
1. Прямая оценка – выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств и адресованная непосредственно субъекту. Например: умница, ты была внимательной и поэтому, все задание выполнено правильно.
2. Косвенная оценка - выражающаяся в одобрении или порицании определенных моральных качеств и поступков другого лица, например, «настоящие мужчины не плачут», «некоторые дети ведут себя сейчас как глупые медвежата из сказки «Два жадных медвежонка»»
3. Опосредованная оценка - выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна»
4. Предвосхищающая оценка - выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта : «Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос»
Т. о. похвалить можно по-разному
Задание для педагогов: ранжирование по видам оценки : какую оценку используют больше всего в своей практике
Мы много говорили на прошлых семинарах о личностно-ориентированном подходе, и именно исходя из него целесообразно использовать положительную предвосхищающую оценку при формировании доброжелательного отношения со сверстниками, т. е. умения проявлять доброжелательность в таких ее формах, как помощь товарищу (если он нуждается в ней, забота о нем, сочувствие к нему (если ему плохо, если он попал в беду, способность поделиться с ним и уступить ему, не обижать его.
Положительная предвосхищающая оценка - является не только условием, способствующим усвоению детьми нравственных представлений, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброжелательности. При этом положительная предвосхищающая оценка способствует проявлению у ребенка чувство гордости за приписываемое ему взрослым часто еще не сформированное качество (доброжелательность, что во многом определяет успешное усвоение этической информации и формирование опыта реальных проявлений доброжелательности, приобщающих положительную эмоциональную окраску.
Положительная предвосхищающая оценка используется в комплексе с вербальным описанием педагогом затруднения ребенка, его отрицательного состояния и положительных переживаний, а также привлекательности проявлений доброжелательности другим ребенком и их прямая положительная оценка.
Положительная предвосхищающая оценка взрослым ребенка, проявляющего негативное отношение к сверстнику, не вызывает у него чувство протеста, способствует проявлению чувства собственного достоинства. Подсказанный ребенку конкретный способ проявления доброжелательности принимается им легко и добровольно.
Предвосхищение взрослым успехов ребенка, наделение его такими качествами, как «добрый», «хороший», «умеешь пожалеть» и т. д. вызывает у ребенка чувство удовлетворения, способствует быстрой смене негативного отношения к сверстнику на позитивное.
Положительная предвосхищающая оценка может использоваться в стихийно возникающих ситуациях взаимодействия детей (как доброжелательных, так и недоброжелательных)
3. Решение ситуаций (по подгруппам).
4. Задания для педагогов (по подгруппам) : составить ситуации, в которых можно использовать положительную предвосхищающую оценку
5. Задания для педагогов (по подгруппам)
Памятка «Как хвалить ребенка»
Как надо хвалить
Как нельзя хвалить
Кого и за что хвалить Успешных и талантливых, самолюбивы и жаждущих оценок, застенчивых, «Слабых» и малоспособных
6. Задания для педагогов (по подгруппам) : составить картотеку приемов по социализации каждого ребенка.
Т. е. методические приемы, способствующие проявлению доброжелательности, повышение самооценки, нравственное воспитание.
7. Картотека «Поощрений»
Таким образом, только дифференцированный подход воспитателя к отбору средств, методов и приемов воздействия на детей позволяет достичь определенных успехов – положительных изменений во взаимоотношениях с детьми, проявления ими внимания друг к другу, умения замечать затруднения других, помогать им.
КАРТОТЕКА ПООЩРЕНИЙ
1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Пре-красно! Совершенно! Чудно!
2. Умно, замечательно, отлично, заворожительно, действительно, бесподобно.
3. Как здорово, гениальная идея, блестящая идея, совершенно верно, удачно, как приятно.
4. Умничка, прекрасно, молодчинка, верно, здорово.
5. Толковый, славно, особый, оригинально, чудесно, гениально, превосходно.
6. Ты делаешь это хорошо. Ты делаешь это красиво. Ты делаешь сегодня это значительно лучше. Хорошая работа!
7. Еще немного времени и у тебя получиться. С каждым днем у тебя получается лучше.
8. Я знала, что ты сможешь сделать это.
9. Твоя работа принесла мне много радости.
10. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда! Так держать! Это уже успех!
11. Ты это сможешь! Ты умнее, сильнее, смелее!
12. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это твоя победа.
13. Ты настоящий мастер!
14. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получатся не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
15. Ты был очень внимательным!
16. Ты быстро учишься!
17. Большое тебе спасибо!