Снежанна Рогачева
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра — творческий подход и управление игрой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ- КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД №36 «ЛАСТОЧКА»
Г. СВЕТЛОГРАД
Семинар - практикум для педагогов: «Сюжетно-ролевая игра : творческий подход и управление игрой».
Подготовил: воспитатель
МКДОУ ЦРР - ДС №36
«Ласточка» г. Светлоград
Рогачева С. В. (1 категория)
Светлоград, 2020год
Публикация «Семинар-практикум „Сюжетно-ролевая игра — творческий подход и управление игрой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Ребенок в игре воспроизводит привлекательные, но пока реально не доступные ему формы поведения и деятельности взрослых путем подражания. Поэтому создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые реализуются впоследствии.
Воспитатель, помогая становлению детских игр, должен обращать внимание на активизацию творческих проявлений детей, на развитие педагогического творчества, на самостоятельную игру.
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг у друга:
- ознакомительная игра,
- отобразительная игра,
- сюжетно-отобразительная игра,
- сюжетно-ролевая игра,
- игра-драматизация.
Как показывают психолого-педагогические исследования детской игры, сюжетно-ролевая игра, как любая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. В наше время все больше говорится о том, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а, следовательно, не выполняет присущих ей функций. Место игры в жизни дошкольников занимают познавательная, художественно-эстетическая и др. деятельность. Зачастую педагог учит играть : задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Но слишком прямое воздействие взрослого вытесняет самостоятельность, инициативу и творчество детей. В группе, как правило, появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес детей.
У современного ребенка жизнь многообразна и наполнена различными впечатлениями, которые ребенок с удовольствием отражает в игре, при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны взрослого. Естественнее всего ребенок входит в игру, втягиваясь в мир играющих детей. Это происходит при вхождении ребенка в разновозрастную группу детей, обладающих разным игровым опытом. Именно в такой среде ребенок постепенно накапливает собственный игровой опыт – в плане игровых умений. Но в ДОУ разновозрастные группы встречаются редко, в этом случае педагог может заменить дошкольнику недостающий разновозрастной коллектив детей, помочь ребенку овладевать игровыми умениями.
Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ :
1) Воспитатель должен играть вместе с детьми. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в игре, ощущал себя вне оценок, проявлял инициативу, воспитатель должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера.
2) На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Поэтому воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
3) На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4) Педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры на каждом возрастном этапе.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.
Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Педагог должен отчетливо представлять реальные возможности каждой игры, выполняющей специфичные функции. По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
2. Педагогическая разработка плана игры.
На начальном этапе конструирования игры необходимо наметить ее сюжет, определить игровые роли и наполнить их конкретным содержанием. Наибольшая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей в предлагаемом варианте.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Предлагая детям план игры, воспитатель должен стремится так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации. Сюжетно-ролевые игры дошкольники всегда начинают с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, бревно – корабль и т. п. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Чтобы игра захватила воображение ребенка, принесла ему радость творчества, воспитателю очень важно помочь ему войти в игровую ситуацию.
5. Распределение ролей.
Воспитатель при распределении ролей должен стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому давать желаемую роль, предлагать очередность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры. Можно использовать для этого некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Можно воспользоваться другим методическим приемом, когда главные роли в начале игры распределяются между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением, что позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации.
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.
1) Воспитатель организовывая игру обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию. Если в игре педагог будет обращаться обычно, называя их по именам и фамилиям, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию.
2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей – поощрения, наказания, требования – должны осуществляться в игровом ключе, не разрушая воображаемую ситуацию.
4) Целесообразно в ходе длительной сюжетно-ролевой игры включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволит укрепить воображаемую ситуацию игры и позволит внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества.
Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
8. Завершение игры.
Как правило, если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, воспитатель заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Использованная литература:
1 Н. В. Краснощекова «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов-на-Дону Феникс 2007.
2 Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986.
3 Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4
4 Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2.
5 Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. ФГОС 2015.