Эльвира Булатова
Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие в условиях реализации ФГОС до»
Сегодня у нас состоится семинар - практикум по теме : «Художественно – эстетическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО»
Мы с вами прослушаем сообщение по данной теме, затем посмотрим открытый показ НОД по художественному творчеству «В космосе так здорово» (техника граттаж) с детьми старшей группы, продолжим семинар мастер- классом с педагогами по теме: «Ниткография», «Рисование мятой бумагой», «Волшебная нить», подведем итоги семинара, и по желанию экскурсия в старшие и среднюю группы.
Публикация «Семинар-практикум „Художественно-эстетическое развитие в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно новым требованиям воспитателям детских садов предстоит не просто осуществлять художественно-образовательную деятельность с детьми. Но и на основе этой деятельности интегрировать все области, обозначенные в ФГОС
Их сейчас выделено 5:
(СЛАЙД 2)
«Физическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное»
«Художественно – эстетическое»
И сегодня мы с вами рассмотрим такую область как «Художественно – эстетическое развитие»
Что такое ХЭР?
(СЛАЙД 3)
Художественно – эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (поделки, рисунки) - одним словом реализовать себя как творческая личность
Успешность ХЭД определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач
(СЛАЙД 4)
Художественно – эстетическое развитие предполагает :
• Развитие предпосылок ценностного восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формирование элементарных представлений о видах искусства;
• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Специфической особенностью художественно – эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
(СЛАЙД 5)
Художественно – эстетическая деятельность может осуществляться успешно, ели будет:
• Тесная связь с искусством;
• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
• Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;
• Освоение детьми доступным им средств художественной выразительности;
• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно – творческой деятельности
• Создание эстетической развивающей среды.
(СЛАЙД 6)
Основные компетенции педагога: обеспечение эмоционального благополучия через:
• Непосредственное общение с каждым ребенком;
• Уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам
(СЛАЙД 7)
Чем должен овладеть ребенок на этапе завершения дошкольного образования
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать.
(СЛАЙД 8)
Какие формы работы проводятся и какие можно провести с родителями
• Педагогические беседы (здесь можно обменяться мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе художественно-эстетического развития. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка
• Практикумы (Выработка у родителей педагогических умений по художественно-эстетическому развитию детей, провести беседа-игра)
• Дни открытых дверей (здесь можно ознакомить родителей с содержанием, организационными формами и методами художественно-эстетического развития детей
• Тематические консультации ( по какой либо теме например: по преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей в условиях семьи)
• Родительские собрания (Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей)
• Мастер-классы (Особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей).
• Тренинги (В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы. Тренинги может проводить как психолог детского сада, так и приглашенный специалист
• Семейные праздники и тд. (Наиболее интересная форма для детей т. к. они лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся их родители)
(СЛАЙД 9)
К художественно – эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное восприятие;
• Восприятие художественной литературе.
Ну и сегодня по подробнее хотелось бы раскрыть изобразительную деятельность как одно из направлений ХЭР
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
(СЛАЙД 10)
Что может обозначать слово нетрадиционно (Ответы воспитателей)
• не основываясь на традиции
• отличаясь оригинальностью
• Устраиваясь не по заведенному обычаю
• Не придерживаясь традиции
(СЛАЙД 11)
Подберите слова синонимы к слову «нетрадиционно»
• Индивидуально
• На новый лад
• Неординарно
• Неповторимо
• Нестандартно
• По – своему
• Оригинально
• По – новому
• Самостоятельно
(СЛАЙД 12)
Т. О. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ - ЭТО ИСКУССТВО ИЗОБРАЖАТЬ, НЕ ОСНОВЫВАЯСЬ НА ТРАДИЦИИ
(СЛАЙД 13)
А для детей НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ – эмоционально, весело креативно, красиво, и интересно.
(СЛАЙД 14)
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
• Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников.
• Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности
• Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
(СЛАЙД 15)
Задачи:
• Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников.
• Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности
• Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Дети с удовольствием рисуют и экспериментируют с материалами:
Какими материалами можно рисовать по нетр. технике
(СЛАЙД 16)
Ладошками, пальчиками, зуб. щеткой, жесткой полусухой кистью (получаются пушистые зверюшки, свеча, листья, восковые мелки, акварель, ватные палочки, пробки, ватные палочки, трубочки (кляксы)и т. д.
(СЛАЙД 17)
Методы которые необходимо применять в изобразительной деятельности:
• Информационно – рецептивный (включ. следующие приемы рассматривание,наблюдение, экскурсии, беседы, слушание муз. произв., чтение худ. Литер., показ воспитателя)
• Репродуктивный метод (этот метод направлен на закрепление знаний и навыков)
• Эвристический метод (направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии)
• Исследовательский метод (направлен на умение экспериментировать с худ. материалом)
• Метод проблемного изложения материала (закл-ся в нахождении решений в проблемной ситуации)
(СЛАЙД 18)
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов
• Развивает уверенность в своих силах
• Развивает пространственное мышление
• Развивает в детях свободно выражать свой замысел
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям
• Развивает умение действовать с разным материалом
• Развивает мелкую моторику рук
• Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
(СЛАЙД 19)
С детьми младшего дошкольного возраста используют:
Рисование пальчиками, ладошками, печатками из картофеля, моркови, пенопласта
(СлАЙД 20)
Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с более сложными техниками такие как: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, восковые мелки = гуашь, свеча = акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками, волшебные веревочки (ниткография, монотипия предметная, набрызг
(СлАЙД 21)
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная, кляксография с трубочкой, пластилинография, граттаж, рисование мятой бумагой, ниткография, монотипия пейзажная, рисование мыльными пузырями.
Игры которые можно провести с детьми:
«Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок». «На что похоже», «Волшебные картинки», «Несуществующие животные», «Дорисуй», и. тд.
(СлАЙД 22) рисование вилкой
(СлАЙД 23)рисование по сырой бумаге
(СлАЙД 24)кляксография