Минина Ирина Евгеньевна
Семинар-практикум «Педагогическая мастерская для педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, через дидактические игры»
Цель: познакомиться с приёмами, направленными на развитие логического мышления через развивающие игры.
Задачи:
Активизировать знания педагогов о значимости развития логического мышления;
Обучать игровым приемам развития логического мышления у дошкольников;
Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
Публикация «Семинар-практикум „Педагогическая мастерская для педагогов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Расширить умение педагогов, реализовать полученные знания и умения в индивидуальной работы с детьми.
Здравствуйте! Меня зовут …. – воспитатель д/с «Радуга».
Я проведу практическое занятие на тему: «Игры, своими руками» развивающие логическое мышление у детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать в своей работе.
Организационный момент – Распределение педагогов на 2 команды. (Камушки)
Уважаемые коллеги! Вы любите играть? Сегодня я предлагаю поиграть с камушками. Сейчас каждый из вас возьмёт по одному камушку. Посмотрите, какого они цвета, вы занимаете место за столом в соответствии с цветом на мячике.
(Размещение участников семинара)
А сейчас мы с вами познакомимся. Возьмите бейджики и фломастеры и напишите имя, как к вам обращаться. Теперь давайте встанем в круг и назовите одно качество, которое присуще вам, на ту букву, с которой начинается ваше имя. Вот мы с вами и познакомились.
Тема нашего семинара : ««Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, через дидактические игры»
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принципиальным отличием, которого является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника, что непосредственно и включает ФГОС ДО.
Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, игра "Танграм", игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения- игре ( например: развивающие дидактические игры, конструкторы, игрушки — трансформеры, игры — занятия и др). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
Одной из таких технологий являются игры на развитие логического мышления. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и
почувствовать себя детьми
Игра "Увеличение - уменьшение".
(Каждой команде предлагается волшебная палочка).
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить.
(Ответы взрослых).
А вот как отвечали дети:
- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Хотела бы увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Танграм»
(Педагоги делятся на маленькие подгруппочки, воспитатель раздаёт конвертики). Воспитатель загадывает загадки, кто вперёд отгадывает, тому даётся схематичная фигура и они составляют эту фигуру по рисунку.
Физминутка с мячиками «Су-джок».
Су - джок терапия («Су» - по-корейски – кисть, «джок» - стопа) .Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах.
Приемы работы Су – Джокмассажером:
1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними.
У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Можно проговаривать как пальчиковая гимнастика.
Изготовление игры «Крестики – нолики» (Фетр, клей, ножницы, тесьма, лента, шаблоны)
Итог семинара.
Все, выше указанные игры помогают:
- развивать творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;
- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
- гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;
- развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- обогатить словарный запас.