Шевелева Людмила
Семинар-практикум Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 3 года жизни в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю семинар-практикум на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми 3 года жизни в соответствии с ФГОС ДО».
Как писал Л. С. Выгодский: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Дошкольное детство – один из самых важных периодов становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, формируется характер. Игра- ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра – самостоятельный вид деятельности, в котором дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основа которых дружба, справедливость, ответственность перед товарищами.
К сожалению на сегодняшний день в педагогической теории и практике все чаще отмечается, что сюжетно-ролевая творческая игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая деятельность. Сейчас появилось такое выражение: «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения». Такой факт является следствием целого ряда причин. В результате общепринятым стало утверждение «Необходимо учить детей играть»
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые приемы, моменты и ситуации включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально наполнить жизнь игрой и эмоциональными событиями, а также направить стратегию педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации этой потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
По каким принципам должна строиться сюжетно-ролевая игра?
1. Воспитатель должен участвовать в игре вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. На каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства нужно обязательно при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла участникам – взрослому или сверстнику.
Как же играть с детьми?
Целесообразно будет начать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе наблюдения воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор, на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые навыки и умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, на эмоции детей, конец игры (было ли логическое завершение).
Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:
-На 1-м этапе ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.
-2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем эти усвоенные действия переносятся на другие предметы.
-3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.
По содержанию игры детей младшего возраста отличаются от игр детей старшего дошкольного возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта младших дошкольников, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, нелогичное, отрывочное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил зайку - уложил спать; опять покормил - и опять уложил спать. А. П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.
У младших дошкольников преобладают бытовые действия: возить, варить, мыть, купать и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - продавец. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство, мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; и т. п.
Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы-заместители. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые уголки.
Материальной основой таких действий служат разнообразные шары мячи, с воротцами для прокатывания, желобки для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей. Дети третьего года жизни могут играть в следующие сюжетно-ролевые игры: «Строим дом», «Игрушки у врача», «Путешествие с доктором Айболитом», «Собираемся на прогулку».
У меня достаточно большой опыт работы, но столкнулась со следующей проблемой: проблема организации детской игры. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга Для того чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:
А теперь попробуйте представить себя ребёнком.
1 этап. Прямая инструкция.
Демонстрация приёма
Атрибуты: коробочка– предмет-заместитель мыла, таз, утюг.
Света, возьми и постирай кукле платье. Как будем стирать? Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь. Ах, Светочка, какая ты умница! Какая теперь наша кукла чистая и нарядная!
Рефлексия
Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, вы выполняли чёткую инструкцию, алгоритм действий.
Анализ ситуации
Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.
2 этап. Косвенная инструкция.
Демонстрация приёма
Атрибуты: коробочка – предмет-заместитель мыла, таз, кубик – предмет-заместитель утюга.
Светочка, посмотри на куклу. «Ах ты, девочка чумазая, где ты ручки так измазала?» Как же помочь нашей кукле? Скорее помогай, а то скоро ужин! Мама придёт в садик, а она у нас грязная. Светочка, а что будет утюгом? Какая хорошая девочка!
Рефлексия
-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию?
-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?
Анализ ситуации
Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.
3 этап. Проблемная ситуация.
Демонстрация приёма
Наша кукла плачет и не отказывается идти в детский сад. Почему? Что случилось?
Рефлексия
-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.
-А раскрывался ли способ действия?
Таким образом, это были приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.