Наталья Задорожная
Семинар-практикум на тему: «Преодоление стресса и эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Выбор сферы деятельности и процесс накопления опыта педагогом- воспитателем можно представить как протяженный этап становления качеств личности профессионала. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Публикация «Семинар-практикум на тему: „Преодоление стресса и эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Специфическим видом профессиональных деформаций называют синдром эмоционального выгорания. Синдром «выгорания» определяется как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
При деперсонализации наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам и т. д.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Профессиональная педагогическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания». Обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования, которое организуют и проводят специалисты психологической службы дошкольных учреждений.
Цели и задачи семинара:
[/b]
1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния
2. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний
4. Помочь выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе
Предварительная работа:
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
Используемые методики:
1. Тест «Ваш творческий потенциал» - направлен определение уровня творческого потенциала человека, его творческих возможностей (см. приложение)
2. Опросник «Психическое выгорание» (Водопьяновой Н. Е., Старченковой Е. С.) - для анализа синдрома «выгорания» в педагогическом коллективе (см. приложение)
3. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Фидлера А. Ф.) (см. приложение)
Программа психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия
Блок 1.
«В здоровом теле здоровый дух» поговорка означает, что здоровый человек всегда жизнерадостен и активен. Также она означает, что любая болезнь тела связана с какой-то болезнью психики. Любое, даже незначительное изменение на уровне психики неизбежно ведёт к изменениям на физическом уровне. Известно, что в ситуации опасности выделяется адреналин, учащается пульс, сокращаются мышцы, но мало кому известно, что кроме этого опасность является причиной 1400 химических реакций. Подобные явления сопровождают любую эмоцию.
Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Упражнения на снижение эмоционального и физического напряжения:
«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)
Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.
Необходимое время: 3-5 мин.
Процедура:
Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох…. чувствую выдох….»
После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.
Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.
«Высокая энергия» (зрительная техника)
Цель: заряд краткосрочной энергии и её оптимальное использование.
Необходимое время: 3 мин.
Процедура:
Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь…проглотите её… она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности.
«Избавление от тревог» (зрительная техника)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Необходимое время: 5-10 мин.
Процедура:
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… оно ярче тысяч солнц… его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
«Да – да – да» (голосовая техника)
Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.
Необходимое время: 5-10 мин.
Процедура:
В течение 5-10 мин постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
«Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника)
Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.
Необходимое время: 3-5 мин.
Процедура:
Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.
Примечание: во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.
«Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.
Необходимое время: 3с.
Процедура:
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
«Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Принять удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией.
Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите не просто удовольствие, а даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»
Блок 2.
Неверие в себя – вот главный виновник наших ошибок и наших бед. Казалось бы, нет ничего проще: достаточно встряхнуться, поверить в себя и не будет больше ни ошибок, ни разочарований, ни страха перед завтрашним днём. Но выбраться из замкнутого круга ошибок не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Мы сами программируем собственные ошибки, а потому нет таких ошибок, которых мы бы не могли избежать.
Выполнение предложенных методик и упражнений поможет развить умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие самого себя.
Упражнения на развитие уверенности в себе.
Упражнение «Ловец блага»
Ведущий: Чтобы с вами ни происходило, во всём старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всём научиться видеть хорошее.
Инструкция: Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает всё живое – растительный мир предстаёт во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду – теперь её надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. дождь благотворно влияет на качество подземных вод – значит не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюёт рыба. И ещё – кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.
Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.
1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай?
2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?
3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу?
4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?
Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем ведущий подводит итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому – больше пяти, кому – три; кто не нашел ни одной положительной стороны.
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
Упражнение "Избавление от самокритики"
Перед выполнением упражнения ведущий говорит: "Есть люди, которые постоянно анализируют своё поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так то и так то. Что я натворил). Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к ещё большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно"
Инструкция: Воспользуйтесь следующим приёмом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен. Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начинает мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.
Критика бывает разной. Деструктивная критика легко сбивает нас с толку, конструктивная - помогает добиваться успеха с наименьшими потерями. Проблема в том, умеем ли мы:
• спокойно относиться к любой критике в наш адрес
• понимать, кто и с какой целью нас критикует
• отличать конструктивную критику от деструктивной
Если нас неприятно задевает чья-то критика, давайте скажем себе следующее:
Сколько людей, столько и мнений. В любом случае, мои поступки всегда будут оцениваться по-разному. Всегда найдутся и те, кто меня поддержит, и те, кто меня осудит. Как бы я ни старался, невозможно понравиться всем сразу. Да и ни к чему.
Любой человек имеет право на ошибку. Зачем посыпать голову пеплом? Мой критик - такой же человек как и я, а его критические замечания - вовсе не истина в последней инстанции.
Моя психологическая зависимость от критики прямо пропорциональна моему страху перед ней, а следовательно, мне вовсе не обязательно побеждать критиков, мне достаточно победить собственные страхи.
Каждый смотрит со своей колокольни, гласит народная мудрость. Меня не понимают? Ну и что? Меня никто не обязан понимать.
Я считаю критику справедливой? Тем лучше для меня. От того, что я подвергся чьей-то критике, я не стану ни хуже, ни лучше. Важно лишь то, к каким выводам и поступкам она меня приведёт. А следовательно, толика разумной критики мне не повредит.
Упражнение "Двенадцать присяжных" поможет ставить заслон критике.
Расположитесь поудобнее, предпочтительно в кресле или на диване, так чтобы ваше тело было максимально расслаблено и вас не отвлекали ни яркий свет, ни громкая музыка, ни телевизионный экран. Сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь выбросить из головы всё лишнее. Ваше дыхание спокойно, ваши руки лежат на коленях ладонями вверх. Закрывать глаза не обязательно. Глубоко вдохнув, громко, вслух повторите те критические, которые выбили вас из колеи. Представьте, что вы на морозе, и слова вылетают из вас, как облачко пара. Освободитесь от них. Их больше нет внутри вас. Они снаружи. Мгновение - и порыв ветра уносит их в морозный воздух, рассеивая по всему миру.
Может быть, мир изменился?
Обведите взглядом комнату, проверьте, на месте ли шкафы, стулья, книжные полки. Ничего не изменилось, не правда ли? А может перемен нет только в комнате, а где-нибудь в Африке пошел снег? Осознайте всю абсурдность подобного предположения. Природе нет никакого дела до критике в ваш адрес, но, может быть, люди отреагируют иначе? Вдох, выдох. Теперь ваша задача выбрать присяжных, которые вынесут вам окончательный приговор. Забудьте о тех, кто вас окружает. Выбирайте тех, кто вам нравится и известен, будь то Шварцнеггер, Алла Пугачева или господин Якубович. Последовательно спрашивайте у каждого, интересует ли его критика в ваш адрес. Представьте, чтобы они могли ответить вам, если бы сидели в соседнем кресле.
- Критика? А кто вы такой? - почти наверняка спросит едва ли не каждый из них.
Тем лучше.
Вас никто и ни чем не собирается обвинять.
Вполне возможно, кто-то даже позволил поиронизировать над вашим оппонентом, кто-то даже посмеялся над абсурдностью критики в ваш адрес, а кто-то тут же напомнил, что уж о нем -то и вовсе говорят черт знает что.
Выберите тех, чьи ответы вам больше всего пришлись по душе.
Это - ваши защитники. Вспоминайте о них всякий раз, когда на вас будут сыпаться критические стрелы, и на вашем лице всегда будет улыбка спокойного, уверенного в себе человека. Мало того что вы убережете свои нервы, но и, поверьте, почти наверняка заставите вашего критика если не замолчать, то существенно сбросить обороты. В самом деле - а вдруг ваша улыбка означает, что вы себе на уме, а аргументы в свою защиту приберегли для более удобного случая?
Упражнение "Разговор с зеркалом"
Каждый вечер, перед сном, встаньте у зеркала и, внимательно глядя в глаза своему отражению, громко и отчетливо произнесите: "Всё, что произошло неприятного, все обиды, неприятные поступки и слова в свой адрес я отдаю тебе". Закройте глаза, сложите ладони так, как будто собираетесь зачерпнуть в них воду. Вспоминайте все негативные моменты дня и проговаривайте их, склонившись к ладоням, словно "изливая" изо рта в руки. Представляйте, как вместе с невидимыми словами из вас изливаются негативные эмоции, напряжение, страх, обиды. Почувствовав, что ваши руки "полны", откройте глаза и "выплесните" всё собранное своему отражению. Теперь все беспокоящие вас моменты остались по ту сторону зеркала - у вашего "зеркального Я". А вас они больше не касаются. После этого спокойно идите спать. Эту технику "зеркального двойника" используют в некоторых индийских храмах, излечивая таким образом истощенных нервными переживаниями людей. А в Китае люди, уставшие от несправедливостей или обид, точно так же выплескивают их на своего "водного" двойника, то есть на свое отражение в воде.
Блок 3.
Упражнения для сплочения коллектива
"Нестандартное решение"
Объединив усилия, придумать как можно больше способов нестандартного использования какого-либо обычного предмета (кирпича, скрепки, консервной банки и т. п.) Например, кирпич может быть использован в качестве подставки под горячее, гнета, якоря. С его помощью можно что-то написать, а можно сделать надпись на его поверхности. Таких нестандартных изменений кирпича, как и других предметов, может быть много.
В заключении, обращается внимание участников группы на то, как много вариантов они смогли предложить, работая вместе (отметить изобретательность).
"Подарки"
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Заранее готовится игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек, каждому игроку желательно дать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого все билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению обладает данным качеством. Получивший "подарок" про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т. д., упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача "подарков" не сконцентрировалась в руках 2-3 игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Упражнение на развитие социальной уверенности.
Двух участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают 2 предмета и прячут их в разных местах комнаты. Задача участников - найти загаданные предметы. Одного испытуемого группа поддерживает в поисках предмета, даёт положительное подкрепление: молодец, близко, у тебя всё получится и т. д.
Другому участнику группа дает отрицательное подкрепление в поисках предмета: да где тебе найти, ну и тугодум и т. д.
Когда предметы будут найдены, обсуждается: что чувствовали испытуемые во время выполнения задания, чьи высказывания мешали им ходить.
Приложение.
Опросник «Психическое выгорание» (для учителей и воспитателей)
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон
3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела
5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций
6. Я чувствую себя энергичной и воодушевленной
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях
8. Я чувствую угнетенность и апатию
9. Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности моих воспитанников
10. В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю
11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют
12. У меня много планов, и я верю в их осуществление
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше
15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении
18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера
19. Я многое успеваю сделать
20. Я чувствую себя на пределе возможностей
21. Я многого смогу ещё достичь в своей жизни
22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем
Лист для ответов
Ф. И. О___ Должность___
Возраст___ Педагогический стаж___
№ утверждения Никогда,
0 баллов Очень, редко
1 балл Редко,
2 балла Иногда,
3 балла Часто,
4 балла Очень часто,
5 баллов Всегда,
6 баллов
1
…
22
«Ключ» опросника «Психическое выгорание»
Субшкала № утверждения Максимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение 1,2,3,6,8,13,14,16,20 54
Деперсонализация 5,10,11,15,22 30
Редукция личных достижений 4,7,9,12,17,18,19,21 48
Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по трём субшкалам и фиксируются в «листе ответов». Интерпретация результатов проводится на основании полученных оценок со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице.
Уровни «выгорания» (данные американской выборки)
Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0 -6 17 - 26 27 и больше
Деперсонализация 0 - 6 7 - 12 13 и больше
Редукция личных достижений 39 и больше 38 -32 31 - 0
Методика оценки психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе
В опроснике приводятся противоположные по смыслу пары слов. Ответ на каждый из 10 пунктов оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники выставляют свои оценки по каждому пункту, затем баллы суммируются. Итоговый показатель колеблется от 10 (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка). На основе индивидуальных профилей создаётся усреднённый профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе.
№ Характеристика
атмосферы в коллективе баллы Характеристика
атмосферы в коллективе
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Дружелюбие Враждебность
2 Согласие Несогласие
3 Удовлетворенность Неудовлетворенность
4 Продуктивность Непродуктивность
5 Теплота Холодность
6 Сотрудничество Рассогласованность
7 Взаимоподдержка Недоброжелательность
8 Увлеченность Равнодушие
9 Занимательность Скука
10 Успешность Безуспешность
Тест "Ваш творческий потенциал"
Выберите один из трех имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа.
Вопросы:
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да
б) нет, он и так достаточно хорош
в) да, но только кое в чем
2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей вас среды:
а) да, в большинстве случаев
б) нет
в) да, в некоторых случаях
3. Верно ли, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в сфере вашей деятельности:
а) да
б) да, при благоприятных обстоятельствах
в) в некоторой степени
4. Считаете ли вы, что в будущем сыграете столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить:
а) да, наверняка
б) маловероятно
в) возможно
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да
б) часто сомневаюсь
в) нет
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное всегда привлекает
б) удовлетворитесь тем, чего добились
в) да, если вам это нравится
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да
б) удовлетворитесь тем, чего добились
в) да, если вам это нравится
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем всё:
а) да
б) нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы только хотите удовлетворить своё любопытство
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу
б) махнёте рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна
в) продолжаете делать своё дело
10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из :
а) своих возможностей
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которые она обеспечит
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да
б) нет, боитесь сбиться с пути
в) да, но только там, где местность вам понравилась
12. Сразу же после беседы можете ли вы вспомнить всё, что говорилось:
а) да, без труда
б) чаще вспомнить не можете
в) запоминаете только то, что вас интересует
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его без ошибки:
а) да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) да, но не совсем правильно
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) безразлично, с кем проводить
15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более-менее довольны
в) вам ещё не удалось всё сделать
16. Когда вы одни, то:
а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах
б) пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только там, где будет не слишком шумно
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным
Ключ:
за каждый выбор варианта ответа "а" - 3 балла;
за каждый выбор варианта ответа "б" - 1 бал;
за каждый выбор варианта ответа "в" - 2 балла;
Результаты:
Если в сумме вы набрали 49 и более баллов - в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Литература:
1. Журнал «Обруч», №3 -2002г, №1 – 2006г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №11, 12 – 2004г.
3. Журнал «Управление ДОУ», №4 -2004г.
4. С. Мамонтов. Жизнь без ошибок. – СПб. : Питер, 2002.
5. Ключников С. Ю. Искусство управления собой. - СПб. : Питер, 2003.