Татьяна Шалаева
Семинар-практикум «Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук«
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст называют «золотой порой» сенсо-моторного развития детей в возрасте от года до трех лет.
2 слайд
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов : их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Публикация «Семинар-практикум „Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук„» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Моторное развитие- это процесс формирования произвольных движений, включая созревание нервных центров.
3 слайд
Без помощи взрослого ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания могут оказаться ложными или неполными.
К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду.
Главное в раннем развитии ребенка - не упустить время!
По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30%. Значение сенсо-моторного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет.
Согласно мнению специалистов, сенсо-моторное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
4 слайд
Полноценное сенсорное развитие осуществляется, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий.
Наши задачи:
• Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;
• Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их;
• Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой и маленький мяч);
• Упражнять в названии свойств предметов;
• Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов : много – один (один – много);
• Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т. д.);
• Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
• Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т. п.);
• Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
• Двигаться за взрослым в определенном направлении.
5 слайд
Сенсорные эталоны
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать :
• четыре основные цвета;
6 слайд
• пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
7 слайд
• три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
8 слайд
• музыкальные ноты, звуки родного языка;
9 слайд
• четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
10 слайд
• два температурных определения (тепло, холодно);
11 слайд
• пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
12 слайд
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.
Для возраста от 1. 5 до 2х лет:
• понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
• ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
• умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
• способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
• иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
Для возраста от 2х до 4х лет:
• понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
• ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
• умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
• способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т. д., и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).
13 слайд
Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы :
14 слайд
-игры– экспериментирования:
Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений.
Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.
В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.
Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.
На мини-огороде детского сада весной сажают разнообразные цветы, зелень. Необходимо обращать внимание детей на цвет земли, предложить потрогать её рукой – если она сухая, значит, саженцы нужно полить. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.
15 слайд
-Игры на определение цвета, наблюдения, подвижные игры,
16 слайд - сказко-терапия,
17 слайд - на определение формы,
18 слайд -игры с ветром,
19 слайд -дидактические гры на осязательное восприятие. Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:
-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).
- на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».
• на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу; -различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения; -закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький»,«короткий», «длинный», «узкий», «широкий». В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитиютаких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
20 слайд 21 слайд
Игры на осязательное восприятие:
Дети любят игры в «сухом» бассейне. Его берем, в основном, для группы кратковременного пребывания «Кроха». «Сухой» бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка: нормализует деятельность ЦНС, улучшает работу сердечно-сосудистой и опорно- двигательной системы, благотворно влияет на дыхание, создает положительный психоэмоциональный настрой ребёнка.
22 слайд
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую консультативную помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной деятельности.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них познавательную деятельность и умение воспринимать.
23 слайд
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда
(карандашом, ручкой, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Василий Александрович Сухомлинский.