Папки-передвижки

Семинар-практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Екатерина Демьянова
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.

Задачи:

Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;

Публикация «Семинар-практикум „Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах

Активизация знаний педагогов по проблеме;

Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

           

План  семинара-практикума.

1. Введение и презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности»

2. Рассказ педагогов о методах и приемах работы в разных возрастных группах

3. Анализ анкет родителей

4. Составление бесед по ОБЖ (Воспитатели выбирают тему и наглядный материал для беседы)

5. Работа с перфокартой

6. Работа в группах. 1 группа - Составить памятку «Как себя вести с незнакомцем?». 2 группа- Составить памятку «Правила пожарной безопасности»

7. Игралочка для взрослых

   1 часть. Введение и презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности».

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В настоящее время сформировалась новая образовательная область

«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

         Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;  

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

   Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

    С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности :

-знания  ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

-умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

-отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется  в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

                                          Задачи в работе с детьми:

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

                                              Задачи в рабате с родителями:

-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

 «Доверительно деловой контакт»

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.

Программа по ОБЖ включает  6 основных направлений :

.Ребёнок и другие люди.  Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

.Ребёнок и природа.  Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

.Ребёнок дома.  В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

.Здоровье ребёнка.  Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

.Эмоциональное благополучие ребёнка.  Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

.Ребёнок на улице.  Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

.

2 часть. Коллективный анализ. А теперь давайте порассуждаем, попытаемся ответить на вопросы:

Какую  вы ведете работу по ОБЖ в своих группах?

Достаточно ли эффективна эта работа?

Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?

3 часть. Анализ анкет родителей

Можно сделать вывод, что подавляющее большинство родителей задумывается о безопасности своих детей, но дети недостаточно информированы по проблеме безопасного поведения в бытовых ситуациях.

4 часть. Составление бесед по ОБЖ (Воспитатели выбирают тему и наглядный материал для беседы)

Примерные темы для бесед: «Контакты с незнакомыми людьми на улице»,«Горячие предметы на кухне»,«Острые предметы»,«Спички детям не игрушка!».«Электричество», «Безопасность на дорогах», «Осторожно: грибы и растения».

5 часть. Работа с перфокартой.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вопросы Варианты ответа

Как должен входить в автобус взрослый с ребенком? 1. Входить одновременно с ребенком.

2. Ребенок входит первым, взрослый за ним.

3. Взрослый входит первым, ребенок за ним.

Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? 1. Входить одновременно с ребенком.

2. Ребенок идет первым, взрослый за ним.

3. Взрослый выходит первый, ребенок за ним.

С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора? 1. с 3-х лет.

2. с 4-х лет.

3. с 5-ти лет.

4. в зависимости от уровня развития и знаний детей.

Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми   таких правил пешехода: идти можно только по тротуару,  придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого. 1.2 младшая группа.

2. средняя.

3. старшая

Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу? 1. зеленый.

2. красный.

3. желтый.

6  часть. Работа в группах. 1 группа - Составить памятку «Как себя вести с незнакомцем?». 2 группа- Составить памятку «Правила пожарной безопасности»

1 группа: «Как вести себя с незнакомцами» (памятка)

Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т. д., что бы он тебе не говорил.

Не садись к незнакомым людям в машину,  ни под каким предлогом.

Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.

Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.

Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).

Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.

Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.

2 группа: «Правила пожарной безопасности». Памятка.

Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.

Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.

Не суши белье (или волосы) над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.

В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.

7 часть. Игралочки для взрослых.

1 задание. «Закончи предложение».

 1 команда

 1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

 2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)

 3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)

 4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

 5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

2 команда

1. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)

2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)

 3. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

2 задание.  «Ах, эти сказки».

- В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра

 («Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)

-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестном место  («Колобок», «Буратино»)

 3 задание.  «Что лишнее?».

Каждый участник выбирает лишний ответ на вопрос

1 Команда

Системы противопожарной защиты (система оповещения, противопожарный водопровод, пожарная собака)

К легковоспламеняющимися и горючими жидкостями относится (вода, ацетон, лак).

Знание и выполнение требований инструкции по охране труда является должностной обязанностью воспитателя, а её несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РК (дисциплинарная, моральная, уголовная) (материальная)

Склонны к самовозгоранию (солома, листья, мука)

Эти горючее вещество плавятся, растекаясь, что увеличивает очаг горения (резина, металлы, бумага)

Первичные средства пожаротушения – это (верёвка, огнетушители, песок)

2 Команда Технические средства защиты при пожаре (план эвакуации,опасная ситуация, противопожарные щиты)

При работе в ДОУ на воспитателя действуют следующие опасные и вредные факторы (эмоциональное напряжение, пожарная опасность, обморожение)

Без пламени горят твердые вещества (мел, графит, кокс)

Для тушения сетей электропровода и установок, находящихся под напряжением можно использовать (песок, воду, землю)

4 задание.  «Ситуации».

А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.

1. Бабушка с Красной Шапочкой подошли к проезжей части дороги.

- Бабушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.

- Не торопись, Красная Шапочка, надо кое-что учесть, - ответила бабушка.

- Да что там учитывать! – настаивала Красная Шапочка.

- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!

Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?

Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т. д.)

2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»

Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?

Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и

т. п.

5 задание. Игра- «Закончи предложение».

 1 команда

 1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)

 2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)

 3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)

 4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)

 5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)

2 команда

1. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)

2. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)

 3. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)

4. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)

5. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 19:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Демьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД