Елена Печкурова
Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие педагога с «трудными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар -практикум для воспитателей
«Взаимодействие педагога с «трудными детьми»»
Подготовила :
педагог – психолог
Печкурова Е. А.
г. о. Тольятти
Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Взаимодействие педагога с „трудными детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления;
• обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми;
• проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.
Форма работы: групповая.
Методы работы: семинар-практикум.
Сроки проведения: 1 семинар, 1-1,5 часа.
Участники: педагоги всех возрастных групп.
Ход семинара:
Приветствие.
"Взгляд из детства" - показать педагогам, что в каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по- разному и нельзя оценивать поступки детей только с высоты взрослого человека.
Называешь себя так, как хотел, чтобы тебя называли в детстве, или так как тебя называли в детстве.
Упражнение «Ребёнок в нас».
Участники бросают мяч друг другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была…. (называет качество, которое, на их взгляд, было присуще человеку в детстве)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
Детство- всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление мира личности. Специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако сам термин используется широко, многопланово и многозначно. Но маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребёнок все-таки остается ребёнком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника (даже младшего).
Каковы же приметы этого психологического облика? Прежде всего, непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует, не особенно задумываясь, под влиянием именно тех чувств и желаний, которые возникли у него вот сейчас, в данный момент. Конечно, сами эти чувства и желания не берутся неизвестно откуда, они основаны на общих потребностях и интересах ребенка.
В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все очень хорошо объяснить, а ребёнок все поймет и даже соберётся делать именно то, что у него просят, но… в решающий момент непосредственная ситуация и то, что он видит, окажут на его поведение бесповоротное влияние.
Чувства менее осознаны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен - бурное веселье, а через минуту- слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило в данный момент. Не умеет он «таиться», как взрослый, - у ребёнка все на виду, все выражается.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. Это взаимоотношения с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми : остро чувствует ребёнок и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду.
Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит «воспитание чувств»- и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой взрослый, наблюдавший дошкольников, а тем более воспитатель, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка- бесспорный психологический факт.
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве отведено ИГРЕ. О ней мы не будем говорить, очевидное мы знаем:
1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
4. Игра – окно в мир взрослой жизни.
5. Игра способствует развитию речи.
6. Игра имеет значение для умственного развития.
Но все дети играют по - разному. И таких детей видно сразу. И не всегда эти игры нравятся воспитателям. А иногда совсем не нравятся.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Итак, начинаем…
«Кто есть кто?» по мотивам русской сказки «Заяц и лиса».
Вам предстоит, прослушав небольшой фрагмент сказки, ответить на вопрос – какие герои напоминают детей, которых мы называем «трудными»? И каких именно детей – тревожных, агрессивных и гиперактивных.
….Вот она, лубяная избушка. Около нее сидит зайка. Печальный, что-то бормочет, тихо всхлипывая. Послушаем:
- Я ей так верил, так доверял….ну как вот так, а? …и собаки гнали, не выгнали. Да и медведь-то тоже не в силах был выгнать ее….как страшно. Как одиноко…Как холодно…Ну кто, кто спасет? Кто поможет…бедный я …слабый. Ничего у меня-то и не получается…как чувствовал, прям как чувствовал…эхххххххх….
Вот на подходе и петух. Несется, кукарекает. Да так громко, что заяц сам вздрагивает от неожиданности. Носится вокруг него, слова сказать не дает:
- Что случилось, косой? А чего плачешь? Кто,говоришь, выгнал? Да я ее, да мы ее! – машет саблей так, то свист стоит… заодно срезает нечаянно все подсолнухи в полисаде. – Ой, прости. так о чем это ты? Выгнать надо, че тут думать! Ой, смотри какие семечки…много, вкусные. Будешь? Ах, да, лиса. Выгоним, сейчас, погоди. – опять клюет семечки и на время отвлекается от зайца. – Иду, иду, уже все…Вот еще одно зернышко. Вот еще. Смотри, бабочка. Побежали ловить?. Да слышу – лиса. Иду. Иду. А ну, Лиса, отворяй дверь, уходи!
А что Лиса? Сидит в доме, чашки бьет. Скамейку уже в окно зашвырнула с досады, знает – пора ей отсюда бежать. Петух хоть и неказист с виду - а выгонит, как пить дать выгонит.
- Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам! – и снова – бах! – чугуниной о пол. И стол перевернула. Хоть так выместить злость…
Ответ: Тревожный зайка, Агрессивная лиса, Гиперактивный петух.
Обсуждение. Разделение на 3 подгруппы (по эм. -вол. нарушениям)
Комментарий. Все дети разные. Анализируя работы и поступки детей, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности, выяснить некоторые особенности его поведения.
Психолог организует выполнение практического упражнения «Портрет «особого» ребенка». Упражнение выполняется в подгруппах. Каждой из 3-х подгрупп выдается карточка «Портрет «особого» ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности каждой из обозначенной категории детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, свойственные какой-либо одной из рассматриваемых категорий. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится обсуждение.
Практическая часть «Футболки»
Вы в командах придумываете лозунг, девиз ребенка вашей подгруппы. А потом его переносим на футболку! Вот такое невербальное оповещение могло бы быстро сориентировать педагога на дальнейшую деятельность. Правда? Возможно ли это воплотить в жизнь сада, как думаете?
А теперь непосредственно о наших «трудных детках». Данная информация предоставлена вам в печатном виде. Углубляться не будем, напомним самые важные моменты.
Как помочь гиперактивному ребенку
Правила работы с гиперактивным ребенком
1. Работать в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но частые периоды.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить рядом с собой на занятиях.
7. Использовать тактильный контакт
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать четкие, конкретные инструкции.
10. Поощрять сразу, не откладывая на будущее.
11. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Как помочь агрессивному ребенку
Правила работы с агрессивным ребенком
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым проявлениям гнева.
6. Давать ребенку проявлять гнев непосредственно после беспокоящего события.
7. Обучать распознавания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Как помочь тревожному ребенку
Правила работы с тревожным ребенком
1. Избегайте состязаний и каких-либо заданий, учитывающих скорость
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
4. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите ребенка, но так, чтобы он знал, за что
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
7. Не предъявляйте завышенных требований
8. Будьте последовательны в воспитании
9. Старайтесь делать как можно меньше замечаний
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
ПРОСМОТР СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
АГРЕССИВНОСТЬ
Психолог просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий психологом не производится.
Т. Е. в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?».
Направления коррекционной работы:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.
3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (эмпатии, доверие к людям, доброты и т. д.)
Упражнение «Воздушный шарик».(РАЗДАТЬ)
У меня в руках воздушный шарик, сейчас он спокойный, расслабленный. Но вот внутри него начинает копиться гнев и агрессия: он злится на маму, которая не купила игрушку, на воспитателя, который заставляет кушать нелюбимую кашу, на друга, который нарушает правила игры. И злость постепенно копится в нем, это не может происходить бесконечно, есть два варианта его поведения дальше: или он взорвется (лопнуть шарик) или он начинает метаться в разные стороны, выплескивая на всех свой гнев (выпустить шарик) .
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Игра «маленький зверек»
Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле, Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение : что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение.
Трудно было сидеть неподвижно
в течение его выполнения? Если бы участник получил информацию «Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?
ТРЕВОЖНОСТЬ
Повышение самооценки.
Упражнение «Царская семья»
Второе направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение.
Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».
1-я подгруппа представляет царскую семью;
2-я подгруппа— семью «новых русских»,
3-я подгруппа — семью кинозвезды.
Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото»
Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.
Заключительная часть.
Вот и подошел наш семинар - практикум к заключению. Давайте вспомним, без чего мы не сможем работать:
Любовь. Без любви нет воспитания.
Уважение. Уважение к личности ребенка
Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.
Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.
И как бы ни сложился рабочий день, какие бы детки не поступили в наш сад, мне хочется пожелать вам именно спартанского спокойствия. И не смотря на все видимые и невидимые трудности в работе педагога, я верю, что вы не остановитесь на достигнутом, будете самосовершенствоваться, развиваться. Расти. А детей «трудных» будет меньше, а счастливых – больше.