Мадина Тешева
Семинар-практикум для воспитателей «Коррекция речевого развития в рамках реализации проекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
МКУ «Департамент образования Местной администрации г. о. Нальчик»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка"
Образовательное структурное подразделение Детский сад № 30 "Искорка"
«Согласовано» : "Утверждаю" :
Заведующий образовательным Директор МКОУ "СОШ № 3
структурным подразделением с углубленным изучением
английского языка" ___ Шадова С. А. ___ Муравьев И. В. "___" ___ 2017 г. "___" ___ 2017 г.
Подготовка к педагогическому совету №3
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Коррекция речевого развития в рамках реализации проекта“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Педагогическое мастерство при организации работы
по нравственно-патриотическому воспитанию.
«Азбука народной культуры».
Семинар – практикум для воспитателей
Коррекция речевого развития в рамках реализации проекта
«Мы – дети Кабардино - Балкарии»
Учитель - логопед:
Тешева М. А.
Нальчик
2017 г.
Коррекция речевого развития в рамках реализации проекта
«Мы – дети Кабардино - Балкарии»
Теоретическая часть.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
Основная задача нашей с вами работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:
Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
• Обогащение активного словарного запаса ребенка.
• Развитие творческой речи : сочинение рассказов, сказок, стихов.
• Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
• Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.
Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.
Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.
Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.
Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.
Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.
Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.
В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику и т. д.
Игровые технологии
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
«Весна»
На дворе звенит капель
По полям бежит ручей
На дорогах лужи. Скоро выйдут
Муравьи после зимней стужи.
Пробираются медведь сквозь
Лесной валежник. Стали птицы
Песни петь, и зацвел подснежник.
Одним из приоритетных направлений современной педагогики является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей его формирования. Исследования психологов (Л. С. Выгодский, С. Ф. Козлов, и др.) и педагогов (Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, и д. р) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирования единого творческого познания, реализуемая в различных деятельностях. Среди творческих проявлений особое место занимает словесное творчество, как наиболее сложный вид творческой деятельности.
Создания речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов – представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отображая содержания образов.
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывает, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства.
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка. Однако исследователи отмечают, что соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного взаимодействия на развития словесного детского творчества. Типичные трудности связаны как с содержанием, так и с формальной стороной высказывания, что объясняется отсутствием у детей представление о сюжетно – композиционном и стилистическом своеобразии сказки и способов ее создания. Значительную часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно – выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей.
Использования народной сказки как средство развития речевого творчества не является новым. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения.
Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на материале народных сказок будет более успешным, если в своей работе использовать – мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения и одновременно решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических процессов.
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом восприятии.
Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л. П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: "Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом".
Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения,– от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.