Юлия Буслаева
Семинар-практикум для родителей в старшей группе «В ТРИЗ играем — речь развиваем!»
Пояснительная записка: данное мероприятие было организовано в рамках «Клуба Неравнодушных родителей», содержащих цикл мероприятий с использованием практико - ориентированных форм взаимодействия с родителями (круглый стол, дискуссия, тренинги, мастер-классы) для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.
Цель:
Публикация «Семинар-практикум для родителей в старшей группе „В ТРИЗ играем — речь развиваем!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка.
Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
Формировать практические навыки использования предложенного материала.
Подготовительная работа:
Оформление приглашений для родителей.
Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
Индивидуальное общение с родителями на тему : «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией».
Подготовка «Удостоверений» и буклетов с примерами игр по ТРИЗ-технологии.
Ход мероприятия:
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы благодарны вам за то, что Вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на Вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
А чтобы настроиться на совместную работу приглашаю всех выйти в круг, и поиграть в игру «Чудесная встреча». Сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть свое имя и прилагательное, которое характеризует какое-то Ваше качество, но с того звука, с которого начинается Ваше имя.
Игра «Чудесная встреча»
Педагог: Ну, что же, встреча добрых знакомых прошла успешно, прошу занять места за нашим столом.
Предлагаю Вам выполнить еще одно интересное упражнение. Главное условие: внимательно слушать инструкцию, выполнять задание и не смотреть на действие друг друга.
(Родителям раздаются салфетки.)
Инструкция: сверните салфетку пополам, оторвите верхний правый уголок, еще раз сверните пополам, оторвите верхний уголок; продолжайте выполнять действие, пока получается сворачивать салфетку.
Разверните, что же у Вас получилось? (ответы родителей : снежинки). Посмотрите на свои снежинки и на снежинки друг у друга, попробуйте найти одинаковые.
Как вы думаете, почему нет ни одной одинаковой снежинки? (ответы родителей)
Хотя инструкция была для всех одинаковой, снежинки получились все разные также как и все люди разные. У каждого свои особенности, способности, возможности, личные качества. Но все мы одинаковы в желании, чтоб наши дети были здоровы, своевременно и успешно освоили дошкольную программу. И в наших руках возможность помочь им.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Видеопрезентация с фрагментами занятий с использованием ТРИЗ.
Педагог: Вот так мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться это делать. Игры, предложенные вам, будут направлены на развитие речи дошкольников.
Предлагаю оправиться в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.
Педагог: Первая игра поможет нам по описанию определить загаданный объект.
Проводится игра «Угадай по описанию».
Ведущий показывает картинку с изображенным объектом (например – тетрадь) только одному из участников. Он описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.
Педагог: Раскрывает тетрадь (угаданный объект). Ой-ой-ой! Интересно, чья это тетрадь? (Показывает) В ней так много ошибок… И нам, друзья, придётся их исправить! Если мы справимся, это поможет нам развить связную речь и мышление.
Проводится игра «Исправь ошибку».
Воспитатель зачитывает предложение, в котором сопоставляются два объекта. Участник должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Снег белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Снег белый, а сажа чёрная» или «Снег твердый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
-Лиса хитрая, а Колобок желтый.
-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
-Лиса рыжая, а петушок смелый.
-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.
-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.
-Ученье - свет, а неученье – тьма!
Педагог: А вот здесь, естественно, ошибки никакой исправлять не нужно! Как и в такой народной мудрости, как «Речь вести, не лапти плести!»
Пословицы, поговорки, скороговорки и чистоговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным; учат подбирать рифму к звукосочетанию, помогают отработать чистоту звука.
Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Проводится игра «Чистоговорки».
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жа-жа-жа – поймали мы ежа.
Жу-жу-жу – молоко дали ежу.
Педагог: Известно всем и каждому – дразниться любят дети,
Для пользы предложите детишкам ИГРЫ ЭТИ!
Проводится игра «Дразнилка».
Педагог предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Участники преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание языка - болталка, говорилка,мешалка, и т. д.).
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не мешалка, а помогалка»).
Педагог: Игр, с использований ТРИЗ-технологии, помогающих развивать речь ребёнка, очень много – это очень ХОРОШО! А вот то, что сегодня мы не можем рассказать о них всех – это очень ПЛОХО. Так и называется наша следующая игра «Хорошо-плохо», которая учит детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Проводится игра "Хорошо – плохо»
Перед участниками предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает участникам картинки. Рассмотрев их, они высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого.
- В мороженом хорошо то, что оно вкусное и сладкое.
- Им можно угостить, и это доставит людям радость.
- А плохо в мороженом то, что оно холодное. Может заболеть горло. На жаре мороженое тает. И т. п.
Вопросы к родителям :
- Друзья, а, на Ваш взгляд, хорошее или плохое сегодняшнее мероприятие?
- Что в нем хорошего?
-А что плохого в нем? Плохо то, что оно подходит к концу!
Подведение итога мероприятия.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Вы сегодня прослушали небольшой учебный курс на нашем семинаре, и мы бы хотели выдать вам удостоверение, о том, что вы прошли курс обучения играм с использованием ТРИЗ в детском саду и дома в количестве 45 мин и свободно можете применять эти методы и технологии дома с вашими детьми.
Родителям вручаются «Удостоверения» и буклеты с краткой информацией и примерами игр.
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!