Наталья Штефан
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома
Семинар - практикум для родителей
«Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома»
Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М. ; листы бумаги и цветные фломастеры.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Ход семинара – практикума
1 .Приветствие
При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.
- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.
«Давайте поздороваемся!» - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.
Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.
2. «Мозговой штурм»
- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.
- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».
1. Что такое связная речь?
2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?
3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!
З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
- Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?
- Каково назначение связной речи?
Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна.
Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ).
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.
Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.
- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание).
- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Итогом рассказывания является рассказ.
- Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный?
- От каких условий зависит развитие связной речи?
4. Практикум «Когда моя семья со мной»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации?»
Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.
5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду»
Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально. Показателями связной речи являются:
-понятность
-последовательность
-логичность
-точность
-плавность
-связность
выразительность
В соответствии с этими показателями детей:
1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;
2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказ;
3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;
4. Учат плавно рассказывать, без пауз;
5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова). Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг.
Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.
Описание
1 часть = название предмета (например, стол);
2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой);
3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый).
Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.
Жесткая структура рассказа:
1 часть - с чего все началось;
2 часть - развитие событий;
3 часть - чем закончилось.
Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.
1 часть - тезис;
2 часть - доказательство;
3 часть - вывод.
Контаминация - смешанный тип рассказа.
В старшей группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде.
Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать:
1. Разные способы зачина. У вас на столах листочки с заданиями.
Прочитайте и выполните задание 1;
2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.
6. Игровой практикум
В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?
Звучит музыка, в зал входят дети.
- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.
- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?
1 игра «3агадки»
Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.
Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.
Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.
-Молодцы!
2 игра «Радио»
Сегодня диктором на радио будет.. . Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека,
громкие аплодисменты!
Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей.
Молодцы!
3 игра «Магазин игрушек»На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая.. .» Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. А теперь отправляйтесь в группу играть новыми игрушками.
Дети под музыку уходят из зала.
-Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)
7. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»
- Пришла пора проверить, что вы запомнили.
Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.
- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.
Описание - вы зритель перед картиной:
1 часть - название автора;
2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия.
3 часть - отношение к картинке.
Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть); затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть); чем все закончилось (нет на картине, 3 часть).
Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:
-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.
-Что вы видите на картине?
-О чем эта картина?
-Как ее можно назвать?
-Давайте придумаем рассказ по этой картине.
-Сколько частей должно быть в рассказе? (3).
-Назовите их.
-О чем можно рассказать в первой части?
-О чем во второй части?
-О чем в третьей?
-Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:
-Запишите свой рассказ на листе.
-Что было трудно? Почему?
8. Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.
Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.
9. Обратная связь (с мячом)
- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?
- Что понравилось? Что нет?