Мария Пичужкина
Семинар-практикум для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Речевое дыхание – основа правильной речи!»
Форма проведения: семинар- практикум
Аудитория: родители воспитанников с ОВЗ старшей группы.
Количество участников: до 10 человек родители.
Ведущий: учитель-логопед.
Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Речевое дыхание — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
-сформировать у родителей представления об особенностях развития
речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и
упражнения для развития речевого дыхания,
-вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в конкурсе: «Поиграем с ветерком».
Ожидаемые результаты:
-родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-у родителей сформированы представления об особенностях развития
речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
- родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
-родители вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в конкурсе: «Поиграем с ветерком».
Предварительная работа.
-проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-анализ анкет и бесед с родителями;
-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Информационно - техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей :
-«Практические рекомендации по развитию речевого дыхания у
дошкольников»,
-Игры на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо» на развитие воздушной струи.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, интернет,
Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у
детей: «Забей гол Дракоше», «Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Горячий чай».
Логика проведения:
1. Приветствие родителей.
Упражнение «Комплименты».
Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
2. Анализ анкетирования родителей
«Что такое речевое дыхание? Как его развитие влияет на речь
дошкольника?»
Цель: выявить уровень знаний родителей о развитии речевого дыхания
детей дошкольного возраста, активизировать желание родителей поделиться своим мнением по данному вопросу.
3. «Немного теории»
-теоретическая часть.
-Сообщение учителя- логопеда о роли развития речевого дыхания, как основа формирования правильной речи у дошкольников.
Цель: сформировать у родителей представления о роли развития
Речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Развитие правильного речевого дыхания
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Лучшим типом речевого дыхания является : диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть :
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило : вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов
Для работы над речевым дыханием используют следующие упражнения:
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
4. Дискуссия с родителями
«Для чего нужно развивать речевое дыхание?»
Цель: обобщить мнения родителей о влиянии развития речевого дыхания на формирование правильной речи ребенка.
5. «Переходим к практике.» практическая часть. «Приключения веселого ветерка». Родители выполняют роль детей, играют с учителем-логопедом в игры на развитие речевого дыхания. Учитель-логопед знакомит родителей с интерактивными играми на развитие речевого дыхания на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо».
Цель: актуализировать знания родителей о значении речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
6. Рефлексия
«Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей,
полученные в результате проведения семинара - практикума.
- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
7.«Внимание конкурс! «Поиграем с ветерком!» Учитель-логопед предлагает родителям дома вместе с детьми изготовить игру, на развитие речевого дыхания и презентовать ее на следующей встрече.
Цель:
вовлечение родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, применение приобретенных знаний на практике.
По окончании семинара вниманию родителей
предлагается:
-подборка методической литературы по данной теме
-подборка игр и пособий для развития речевого дыхания у детей.
Родителям выдаются :
-«Практические рекомендации по развитию речевого дыхания у
дошкольников».