Щанкина Надежда Николаевна
Семинар-практикум для родителей «Способы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей на тему: "Способы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творчество рулит миром»
Цели и задачи:
Выявить представления родителей о способностях детей;
Познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
Показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Способы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Учить выявлять и развивать творческие способности у детей.
Участники: педагог, родители.
Средства реализации: мультимедийное оборудование.
Ход семинара – практикума.
Cлайд 1- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум, тема которого звучит так «Способы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творчество рулит миром». Ведь как начинается творчество? Отправной его точкой выступает неудовлетворенность существующим положением дел и достижениями на данный момент.
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети сами смогли достичь желаемого.
Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребёнку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком либо виде творчества?
Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.
Как вы думаете, как проявляется творчество?
Слайд 2 Совершенно верно, внешние проявления творческого развития разнообразны. Они выражаются в дошкольном возрасте, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как любознательность ребёнка, как его исследовательская активность.
Поэтому нам с вами необходимо стремиться стимулировать мотивацию ребёнка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности.
Слайд 3 Уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема».
Создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы.
Даже такие простые предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:
— Попробуй по другому ответить на этот вопрос.
— Попробуй придумать своё окончание сказки.
— Дорисуй, чтобы получилось что-нибудь новое.
— Попробуй придумать своё решение в этой ситуации.
Чем больше творческих действий будет совершать ребёнок, тем существенней рост способностей (созидания). Это способствует появлению таких качеств личности, как независимость, открытость, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Слайд 4 Можно выделить ряд условий, стимулирующих развитие творческого мышления:
— Ситуация незавершённости - способствует развитию
— Разрешение и поощрение - множества вопросов;
— Стимулирование - ответственности и независимости.
— Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности.
Практическая деятельность.
Задание 1. Напишите, как вы считаете, какими способностями обладает ваш ребенок? (спросить 2,3 родителей)
Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.
Задание 2. Напишите, как вы считаете, что вы делаете для того что бы развивать творческие способности своих детей. (спросить 2,3 родителей)
Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду. В своей работе я использую, следующее:
Слайд5
Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.
Слайд 6
С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в искусстве приготовления салатов, фигурок и рулетиков из песочного и слоёного теста. Кроме того, дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:
Слайд 7
Театрализованная деятельность пробуждает воображение и фантазию, развивает внимание, память, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах. Театральная игра (режиссёрская и драматизация) становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, разыгрывающего ролевые диалоги, этюды, пантомимы, спектакли.
Слайд 8
Творческий проект
Творческий проект — комбинированный и расширенный способ осуществления творческого развития, объединяющий в единой тематике несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий.
Слайд 9
Музыкальное творчество
Детское музицирование открывает волшебный мир музыкальных звуков, помогает пробудить творческую инициативу. Ребёнок спонтанно напевает марш для солдатиков, поёт колыбельную кукле во время ролевой игры, придумывает самобытные танцевальные движения в такт, импровизирует и аккомпанирует на детских музыкальных инструментах, получая эстетическое удовольствие и совершенствуя музыкальный слух, чувство ритма и пластику движений.
В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.
II. Практическая часть.
Существуют специально разработанные упражнения, которые помогают развивать творческие способности детей. Сейчас мы познакомим с некоторыми из них, потом вы сможете в домашних условиях поиграть с детьми.
Сочиним сказку вместе.
Ход игры: ведущий начинает, например жил-был котенок… по кругу следующий продолжает, последний участник должен закончить сказку, так чтобы было логическое завершение.
Как вы думаете, cпособствует ли эта игра развитию творческого воображения?
.Незаконченный рисунок.
Ход игры: Каждому участнику дается листок с графическими изображениями. Нужно дорисовать рисунок так чтобы получился сюжет.
Расскажите, что у вас получилось?
III. Итог
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то давайте все вместе создадим копилку полезных советов:
Прочтите пожалуйста.
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Cлайд 10
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Детское творчество — это «обыкновенное чудо», позволяющее ребёнку испытать радость созидания и чувство эмоционального удовлетворения от результатов своего труда и поиска. Оно открывает детям простую житейскую истину: ошибки — это всего лишь необходимый опыт на пути к достижению поставленной цели, в творчестве нет пути правильного или неправильного, но нужно найти свою дорогу и смело идти по ней.
КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка
Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью»
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным)
Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка
Относитесь к детям с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит
Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.