Лариса Панфиленко
Семинар-практикум для родителей на тему: «Антонимы».
▼ Скачать
Семинар – практикум для родителей на тему : «Антонимы».
Конкурс: «Лучший конспект занятий для ДОУ»
Номинация: «Лучшая методическая разработка»
Цель: Познакомить с понятием антонимы. Объяснить, что представляют собой слова противоположные по значению - антонимы. Вызвать желание родителей общаться друг с другом, делясь опытом своих познаний. Упражнять в подборе слов – антонимов, в процессе практической игровой деятельности родителей, в стихах, в пословицах. Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых. Развивать память, внимание.
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему: „Антонимы“,» размещена в разделах
- Противоположности, антонимы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Организационный момент: Уважаемые родители! Ребёнок познаёт мир. Многое он открывает в первый раз и пытается увиденное и услышанное как – то описать, но он ещё маленький и пока не знает значений многих слов, а потому ошибается. Чтобы избежать ошибок, поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут ему разобраться в значениях слова. Ребёнок должен уметь подбирать слова с противоположным значением. На первом этапе взрослый может произносить первую часть фразы, а ребёнок должен её заканчивать. Когда малыш научится правильно подбирать слова с противоположным значением к заданным примерам, предложите ему самому придумать пары слов с противоположным значением. На сегодняшнем семинаре – практикуме мы познакомимся с понятием антонимы и поупражняемся в подборе слов, противоположных по значению. Даже есть такой стишок, состоящий из одних антонимов :
«Тебе скажу я – «далеко», а ты ответишь – «близко».
Тебе скажу я – «высоко», а ты ответишь – «низко».
Воспитатель: Я назову одно слово, а вы должны произнести другое, противоположное по значению первому, т. е. его антоним. Например: «высоко» - низко; «пол» - потолок; «широкий» - узкий и т. д. Давайте начинать поиск слов, противоположных по значению, т. е. антонимов.
Чёрный (белый, большой (маленький, горячий (холодный, темно (светло, здоровый (больной, хорошо (плохо, сыро (сухо, смеюсь (плачу, говорю (молчу, широкий (узкий, твёрдый (мягкий, зима (лето, война (мир, горячий (холодный, храбрый (трусливый, полезный (вредный, радость (грусть, худой (толстый, молодой (старый, чистый (грязный, хорошо (плохо, мало (много, быстрый (медленный, голодный (сытый, тёмный (светлый, вниз (вверх, рано (поздно).
Антонимы в стихах.
Воспитатель: В этой игре также надо подобрать слово с противоположным значением. Но задача будет интереснее, чем в предыдущей игре. Оказывается, подобранное слово должно быть созвучным заданному и завершать собой последнюю строчку прочитанного стихотворения. Итак, слушаем стихи и играем.
1) Я – антоним к слову «зной», я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада. А зовут меня (прохлада).
2) Я – антоним к слову «смех» не от счастья и утех,
А бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обид и неудач. Догадались? Это (плач).
3) Не бываю без начала, близкий родственник причала,
Делу всякому венец. Называюсь я (конец).
4) Я – антоним шума, стука – без меня вам ночью мука.
Я – для отдыха, для сна. Называюсь (тишина).
Антонимы в пословицах.
Воспитатель: Аналогичное задание на подбор антонимов в пословицах : надо произнести такое слово – антоним, которое завершило бы собой русскую народную пословицу. Слушайте пословицы, заканчивайте их антонимом.
1) Ученье – свет, а неученье - (тьма).
2) Знай больше, а говори (меньше).
3) В учёбе корень горек, зато плод её(сладок).
4) Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого.
5) Лучшая вещь – новая, лучший друг (старый)
6) Мир стоит, а война (разрушает).
7) Смелый побеждает, а трус (погибает).
8) Ласточка день начинает, а соловей (кончает).
Все эти игры можно использовать, упражняя детей в подборе слов – антонимов. Можно предложить детям самим придумывать пары слов с противоположным значением. Такие задания помогут ребёнку разобраться в значении слов, а также развитию мышления, внимание, памяти. Обеспечьте ребёнку богатое речевое общение.
Я рекомендую вам также использовать игры:
1. «Закончи предложения»,
2. «Слова – враги»,
3. «Большой – маленький»,
4. «Длинный – короткий»,
5. «Узкий – широкий»,
6. «Высокий – низкий»,
7. «Тонкий – толстый»,
8. «Горький – сладкий»,
9. «Старый – молодой»,
10. «Холодный – горячий»,
11. «Лёгкий – тяжёлый»,
12. «Быстрый – медленный»,
13. «Мелкий – глубокий»,
14. «Противоположные слова»
Возьмите эти игры в подарок. Играйте с удовольствием! Развивайте речь детей!
Используемая литература:
Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 4- 5 лет» Москва «Просвещение» 2007год
И. А. Агапова, М. А. Давыдова «Мир родного языка»