ольга павлова
Семинар-практикум для родителей младших дошкольников «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:просвещение родителей по вопросам воспитания и развития дошкольников; расширять знания родителей об особенностях игры и значении игрушки в младшем дошкольном возрасте.
Задачи:
-расширять знания родителей об особенностях игровой деятельности, о целесообразном педагогическом подборе игрушек;
-познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;
-вызвать познавательный интерес к освещенной теме;
Публикация «Семинар-практикум для родителей младших дошкольников „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
-развивать навыки группового взаимодействия.
Форма проведения:семинар-практикум.
Методические приемы:монологические высказывания, диалог,ролевая игра,анализ результатов.
Оборудование:буклеты «Домашняя игротека»,дидактический материал «Блоки Дьеныша».
Структура семинара-практикума :
Вводная часть-7минут.
Основная часть:45 минут.
Заключительная часть-5 минут.
План
1. Вводная часть:
-приветствие;
-упражнение на сплочение и сближение;
2. Основная часть. Круглый стол «Игры и игрушки наших малышей».
3. Практическая часть:
-упражнение «Что лишнее?», «Паровозик»(блок Дьеныша);
-игра «Волшебный мешочек». Игровое упражнение «Придумай игру».
4. Заключительная часть. Подведение итогов,обратная связь.
Ход семинара-практикума
1. Вводная часть.
Приветствие. Добрый вечер,уважаемые родители!Сегодня у нас семинар-практикум на тему «Играем вместе». Сейчас мы все мамы и папы, а когда-то были детьми. Поэтому ребенок живет в нас всегда, взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немного поиграем. Давайте знакомиться.
Упражнение «Знакомство».
Но делать мы это будем так, как это делают во многих странах мира: в России принято пожимать друг другу руки, в Италии горячо обниматься, в Бразилии хлопать друг друга по плечу, в Зимбабве трутся спинами, в Македонии здороваются локтями.
-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в волшебную страну игр и игрушек. Но сначала мы должны проверить готовы ли наши мамы и папы к такому необычному путешествию.
Игра «Да и нет».
-Скажите громко и хором друзья
Деток вы своих любите (да)
Здесь сегодня мы собрались,
Вам хочется слушать скучные лекции (нет)
Я вас понимаю, как быть господа?
Проблемы наших деток решать нам нужно тогда.
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь нам (нет)
Последний раз спрошу я вас
Активными все будем (да)
-Тогда все вместе отправляемся в путешествие.
Музыкально-ритмическая игра «Паровозик».
2. Основная часть. Круглый стол. «Игры и игрушки наших малышей».
Выступление педагога-психолога:
-Сегодня я хочу познакомить вас с особенностями игры в дошкольном возрасте,ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой хочется мне начать с высказывания В. А. Сухомлинского: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра-это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития».
Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок,вода,различные баночки,бутылочки,мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми разными материалами:песком,глиной,крупой,бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка:зрения,слуха,обоняния,вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой,обязательно должны работать, а для этого им необходима «пища». Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовывать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получал возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звукми и т. д. В процессе такого эксперементирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем возрасте получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а так же поможет успешно учиться.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Вопросы для обсуждения.
-Вспомните,пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?
-Назовите свои любимые игрушки.
-Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям?
-Какие игрушки вы приобретаете своим детям?
-Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?
Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: «Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения ребенка». Объем внимания ребенка еще невелик,поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом, у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу. Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка лучше следовать главному принципу:она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него, и соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и будет способствовать эффективному развитию.
3. Практическая часть.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель:определить на ощупь,какая игрушка находится в мешочке.
Дидактическая игра «Логические блоки Дьеныша»
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанные венгерским психологом и математиком Дьенышем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей в нашей стране. Он представляет собой набор из 48 фигур:
1. четырех форм (круг,треугольник,квадрат,прямоугольник);
2. трех цветов (красный,синий,желтый);
3. двух размеров (большой,маленький);
4. двух видов толщины (толстый,тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется 4 признаками:формой,цветом,размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. При знакомстве с фигурами используются специальные карточки с обозначением символов свойств.
Игры с логическими блоками позволяют:
1. Познакомить с формой,цветом,размером объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать познавательные процессы,мыслительные операции.
5. Воспитывать самостоятельность,инициативу.
6. Развивать речь.
Необходимо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером, не созерцал, а играл вместе с ребенком!
Дидактическое упражнение «Знакомство с фигурами».
-У вас на тарелочках интересные фигуры. Возьмите большой желтый круг. Обведем круг пальчиком,вот какой круглый,нет уголочков. Покатайте круг по столу,катится круг. У Лизы круг катится и у Артема тоже. Скажем все вместе : «круг катится».
-Возьмите желтый маленький круг. Мамы помогите детям.
-Мама спрячет в ладошках большой желтый круг, а дети спрячут в ладошках маленький желтый круг. У мамы большие ладошки прячут большой круг, а у малышей маленькие ладошки прячут маленький круг. Уберите круги в тарелочку.
Аналогичная работа проводится с синим квадратом.
Дидактическая игра «Что лишнее».
На полу обручи желтого и синего цвета. Детям предлагается сложить фигуры в центр обруча по цвету. Психолог незаметно в обручи подкладывает фигуры красного цвета. Дети вместе с мамами находят лишние фигуры и объясняют свои действия.
Дидактическая игра «Паровозик».
Дети вместе с родителями составляют паровозик,чередуя большие и маленькие фигуры.
Упражнение «Придумай игру».
Цель: помочь родителям осознать разрушительное действие некорректных игрушек (страшных игрушек, трансформеров, роботов,мутантов).
Массажная сказка «Курочка Ряба».
«Жили-были дед да баба. (соединить ладони рук над головой и показывают дом)
И была у них курочка Ряба (щепоткой одной руки клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко. (дети катают массажный мячик по полу)
Яичко не простое, а золотое. (перекатывание из одной руки в другую)
Дед бил,бил,не разбил. (стучат мячиком об пол)
Баба била,била,не разбила. (стучат другой рукой об пол)
Мышка бежала (прячут мяч между ладонями)
Не нашла яичко и убежала в лес. (открывают ладони)
Упражнение «Групповое сочинение сказки».
Родителям предлагается сочинить сказку о какой-нибудь игрушке, добавляя в рассказ по одному предложению.
4. Заключительная часть.
Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него, соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.
Подведение итогов.