Наталия Сачук
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье будущего первоклассника»
▼ Скачать +Заказ
Внедрение современных технологий в организацию воспитательно-образовательной работы через нетрадиционную форму проведения семинара-практикума по профилактике проблем, связанных со здоровьем будущих первоклассников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с видами готовности (здоровья) детей к школе
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Здоровье будущего первоклассника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
2. Сплочение как коллектива единомышленников для решения проблем, связанных со здоровьесбережением будущих первоклассников, осознанию педагогами важности периода предшкольной подготовки
3. Определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ
Материалы и оборудование:
1. Полоски для жеребьевки: желтого и зеленого цвета, доска магнитная – 3 шт., маркеры
2. Лист ватмана с фигурками человечков (девочек и мальчиков) – 1 штуки, листы поменьше для работы в группе – 2 штуки
3. Фильмы «Устами младенца» с высказываниями детей по темам: «Здоровье», «Физкультура и спорт», «Витамины», «Режим дня», «Закаливание».
4. Презентация «Здоровье будущего первоклассника».
5. Задания-выдержки психологической готовности: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
6. Памятки на тему: «Здоровье будущего первоклассника», «Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия».
Предварительная работа:
1. Самостоятельное ознакомление педагогов с литературой по теме здоровье будущего первоклассника при подготовке к школе, здоровьесберегающие технологии.
2. Видеозапись высказываний детей о здоровье, физкультуре и спорте, витаминах, режиме дня, закаливание.
3. Изготовление рисунков, плакатов для оформления.
4. Домашнее задание (по жеребьевке) : презентация методов и приемов работы по одной из технологий обеспечения социально-психологического обеспечения (музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия).
Ход игры.
Слайд № 1
Уважаемые педагоги! У нас есть одно общее, что нас объединяет - это наши дети, мальчишки и девчонки.
Слайд № 2
- Что такое здоровье?
Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека : «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
- Какие они будущие первоклассники? Что же такое «готовность к школе»?
Попробуем разобраться.
Но чтобы наш диалог не был односторонним и общение скучным, я предлагаю Вам быть полноправными участниками нашего общения.
Педагогам предлагается вытянуть полоску наиболее понравившегося цвета, после чего они садятся за столы выбранного цвета.
Перед началом оргдеятельностной игры обсуждаются правила и регламент.
Правила игры
1. В игре нет зрителей, все участники.
2. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (время уточняется). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (2-3 минуты).
3. Несколько правил, которые можно и нужно выполнять: в кругу все равны каждый говорит свое мнение, свое решение, свою точку зрения, свою версию можно высказывать любое мнение, нет точек зрения правильных и неправильных.
4. После выполнения задания проводится обобщение и анализ ответов.
Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание, активное участие в открытом разговоре. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Задание 1.
Ответьте на вопрос: «От чего зависит выбор здоровьесберегающих технологий?»
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей
Задание 2. Игра «Устами младенца»
Выслушайте и отгадайте слова, которые описывают дети. Группы по очереди отгадывают загаданные детьми слова: «Что же это?»
1 «Здоровье»
2 «Физкультура и спорт»
3 «Витамины»
4 «Режим дня»
5 «Закаливание»
Задание 3. Упражнение «Хорошо - плохо»
Педагог-психолог. Вы все очень хорошо знаете детей дошкольного возраста. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите лист с фигурками человечков и напишите на ней синей пастой, те черты, которые помогут и красной пастой те черты, – которые могут затруднить учёбу будущего первоклассника. (Педагоги выполняют задание и делятся своими опасениями)
Регламент: 3–5минут.
После чего педагог проводит обобщение и, анализируя с участниками команд выдвинутые черты, выделяет и выносит на общий рисунок черты, которые помогут детям в школьном обучении.
Педагог-психолог. Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Педагоги и психологи выделяют разные виды готовности к школе.
Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».
Слайд № 3. Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, интеллектуальную и психологическую готовность.
Слайд № 4. Физическая готовность.
Включает в себя: общее физическое развитие, состояние здоровья, слуха, зрения, умение выполнять основные движения (бег, прыжки и др., развитие мелких групп мышц.
Слайд № 5. Интеллектуальная готовность.
Предполагает: определенный набор знаний и представлений об окружающем мире, предпосылки к формированию учебной деятельности.
Слайд № 6. Психологическая готовность (личностная).
Включает в себя: развитие мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов, эмоциональную устойчивость (эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.
Задание 4. Педагог-психолог предлагает каждой команде вытянуть одну полоску с описанием компонента психологической готовности к обучению в школе: мотивационной, интеллектуальной, волевой и коммуникативной. Каждая команда получает задание – выдержку, в течение 5 минут знакомится и обсуждает, выбирает по одному представителю от команды для выступлению по своему компоненту.
Слайд № 7. Опираясь на рассмотренные компоненты готовности можно выделить виды здоровья будущего первоклассника - это :
«Физическое здоровье» - «физическая активность» (естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении,
«Здоровье психическое» - «психическая активность» (потребность нормального развивающегося ребенка в познании окружающей жизни, в познании самого себя,
«Социальное здоровье» - «социальная активность» (проявляется в поведении, направленном на поддержание правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам)
Слайд № 8. Критерии здоровья :
1. Соматическое и физическое здоровье заключается в осознании ребенком того, что он может.
2. Социально-психическое в свою очередь заключается в осознании ребенком того, что он хочет.
3. Нравственное. Что он должен?
Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Слайд № 9. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия: игровая терапия,сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия.
Задание 5. Каждая команда по предварительной жеребьевке за неделю получила свое задание подготовить презентацию методов и приемов работы по одной из технологий обеспечения социально-психологического обеспечения.
Сейчас я предлагаю Вам представить его другой команде.
После чего по два представителя рассказывают об одной из технологий.
Слайд № 10 Игровая терапия
Слайды № 11 Сказкотерапия
Слайд № 12 Куклотерапия
Слайд № 13 Музыкотерапия
Спасибо за ваши выступления и в заключении хотелось бы подытожить, что готовность к школе это процесс многоплановый и неоднозначный. И при подготовке детей необходимо учитывать все стороны развития.
Здоровьесберегающие технологии сегодня становятся главными. Система по здоровьесбережению позволит качественно решать задачи развития физически здоровой активной творческой личности.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как детей, их родителей, так и самих себя.
Игра-ассоциация «Забота о своем здоровье»
Правила:
1. Ведущим задается тема, все закрывают глаза и стараются себе представить
2. Нельзя разговаривать друг с другом, все только выслушивают
3. Высказывания не обсуждаются
4. Высказывает тот на кого укажет ведущий
Задание 1 «Представьте свое Здоровье. Какое оно?».
Задание 2 «А сейчас подумайте и представьте, какое вкусное блюдо вы бы приготовили для своего здоровья, чтобы оно улучшилось».
Задание 3 «Вот наступил долгожданный день рождение Вашего здоровья. Что Вы ему подарите».
В подарок педагогам раздаются памятки «Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия», «Здоровье будущего первоклассника»
Рефлексия
В заключение нашего семинара-практикума хотелось бы узнать ваше мнение, положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия. Педагоги высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, что им понравилось больше всего и что было не интересно.
Список литературы.
1. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовность ребенка к школе. М., 1994.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2007.
4. Доронова Т. Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
5. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М. : Книголюб, 2006.
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Гном и Д, 2000.
7. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68.
8. Шаехова Р. К. Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников. Казань, 2006.