Солнышкова Екатерина Алексеевна
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на семинаре-практикуме :
«Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Актуальность
Цель: транслировать виды нетрадиционных пальчиковых игр (технологий) и их использование в образовательном процессе в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребенка.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие речи детей 3–4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Представить рекомендации по проведению нетрадиционных пальчиковых игр.
Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного возраста.
Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.
Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.
Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различно-го вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Для чего же нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Значение пальчиковых игр
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разно-образным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса детей, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
С помощью пальчиковой гимнастики вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую по-движность, гибкость, исчезает скованность движений.
Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Вот видите, как велико значение пальчиковых игр. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Игра «Тактильный мешочек»
А сейчас, я предлагаю поиграть:
Запустите руку в мой волшебный мешочек и отгадайте на ощупь предмет.
Видите, как велика роль пальчиков в познании окружающего мира.
Виды пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на группы по их назначению.
1. Сюжетные пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
2. Игры-манипуляции
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Мы делили апельсин, Рука сжата в кулак
Много нас, а он один. Крутим кулачком вправо-влево
Эта долька – для ежа, Разгибаем пальцы с большого…
Эта долька – для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда! Двумя руками показываем волчью пасть.
В домик прячемся – сюда. Складываем руки в домик.
3. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)
Развитие головного мозга через движение.
Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих акти-визировать межполушарное воздействие. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Театр в руке
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
6. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - ре-чевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусёночек и т. д., обращений, часто они имеют диалогическую форму.
7. Игры с предметами
Су-джок терапия (су по корейски - кисть, джок – стопа)
Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях.
Достоинства:
Высокая эффективность
Абсолютная безопасность
Универсальность
Простота применения