жанна михеенкова
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Цель: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2020
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми.
Рекомендации для воспитателей
- В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
- Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Алгоритм организации детского экспериментирования.
-выявление проблемы, которую можно исследовать,
- выбор темы исследования,
- определение цели и задачи исследования,
- выдвижение гипотезы,
- составление плана исследования,
- проведение эксперимента,
- выводы.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности.
- занятия;
- беседы познавательного характера;
-прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты и опыты;
-рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
-конкурсы и праздники.
Приборы и оборудование уголка экспериментирования :
- Микроскоп, лупы,зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарик, венчик, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы (без иголки, пищевые красители, песочные часы, ножницы, терка, соль, клей, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
- Емкости (пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и величины, мерки, воронки.)
- Природные и бросовые материалы.
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Правила безопасности при проведении опытов:
- Перед началом работы надевать халаты, фартуки ;
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте ;
- Со стеклянным оборудованием быть аккуратным, стекло может треснуть ;
- Опыты с огнем проводить только под руководством взрослых;
- После опыта убирать рабочее место.
Рекомендации по работе с родителями
= Педагогам групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников (через совместные проекты, как непосредственных участников проектной деятельности.
- Оформить на информационных стендах материал для родителей по познавательно –исследовательской деятельности.
Несколько несложных опытов.
(на месте детей – воспитатели)
Опыт №1. Способ разделения смеси соли и перца.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование: чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли,бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяная ткань.
Ход опыта : Высыплем на бумажное полотенце перец и соль,тщательно их перемешаем. Можно ли их разделить? Надуем воздушный шарик,потрем его о шерстяную ткань, затем поднесем к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это статическое электричество! Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов
Опыт №2 Фильтрование воды.
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Оборудование: бумажные салфетки, воронка, тряпочка, крахмал, емкости, ватные диски,ложечка.
Ход опыта : Педагог предлагает растворить в воде крахмал, а затем очистить ее. Вместе выясняют, как сделать разные очистительные устройства - фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
Вывод: воду лучше всего очистить с помощью бумажного фильтра.
Опыт №3 Сколько воздуха мы можем вдохнуть?
Цель: Измерить, сколько воздуха входит в твои лёгкие.
Оборудование : таз с водой, изогнутая трубочка, пластиковая бутылка наполненная водой,губка,поднос, салфетка.
Ход опыта : наполненную водой пластиковую бутылку опустить горлышком вниз в таз с водой. Осторожно вставить в горлышко изогнутую трубочку. Сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть воздух через трубочку. Воздух поступает в верхнюю часть бутылки.
Вывод : объём воздуха, поступившего в верхнюю часть бутылки, равен объёму воздуха находившегося в лёгких.
Опыт № 4 Ветряная лебёдка.
Цель: показать что воздух приводит в движение ветряную лебёдку, помогает поднимать и опускать предметы.
Оборудование : картон, пластилин, 2 прищепки,трубочка,спица, нитка, пуговица.
Ход опыта : вырезать из картона круг,надрезать, чтобы получились лопасти. Закрепить надрезанный круг на трубочке со вставленной спицей. Привязать нитку с пуговицей. Всё это с помощью прищепок укрепить на подносе (нитка должна свисать за край стола). Дуем вдоль трубочки, чтобы нить наматывалась на неё и разматывалась. Груз поднимается и опускается (их можно менять,чтобы посмотреть,какой тяжелее поднимать).
Вывод :воздух заставляет работать ветряную лебёдку. Предметы поднимаются и опускаются на нужную высоту.
Опыт №5 Извивающаяся змея.
Цель: показать движение воздуха.
Оборудование :вырезанная, по спирали, из картонного круга змейка, нить, иголка, свечка, зажигалка.
Ход опыта: с помощью иголки продеть нить сквозь голову змейки. Зажечь свечку. Поднять змейку за нить над свечой (она начинает крутиться).
Вывод: змейка вертится из-за того,что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз (из-за смешивания потоков происходит движение воздуха).
Опыт №6 Рисование на молоке.
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Оборудование : Поддон с молоком, средство для мытья посуды, лист бумаги,гуашь,жидкие пищевые красители, зубочистки.
Ход опыта: Наливаем молоко в поддон,капаем разные краски и наблюдаем. Краски начинают смешиваться (можно немного помешать зубочисткой).В завершение процесса, капаем жидкое мыло, либо обмакиваем ватную палочку в мыло и опускаем в тарелку. Происходит волшебство! В конце можно опустить бумагу и отпечатать на ней краску, отпечаток получился тоже интересным, но немного бледным.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, все познавательные способности,умение изобретать.
ВЫВОД:
Познавательно-исследовательская деятельность детей понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются сознанными и более прочными.
ИТОГ:
- Семинар-практикум расширил знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
- Сформировал представления о правильной организации экспериментирования.
- Уточнил знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.