Алевтина Александрова
Семинар-практикум для педагогов «Радость общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение коммуникативного уровня педагогов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «общение»
2. Познакомить с правилами эффективного общения
3. Познакомить с навыками корректного общения людей
4. Практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;
Формы и методы работы: беседа с элементами обсуждения, игровые тренинги, опрос.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Радость общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Функции: просветительская (расширение круга знаний педагогов об общении, ориентирующая (выработка ценностей общения, формирующая (формирование адекватного общения, оценка своих качеств).
Оборудование: листы, ручки, карточки, памятки с правилами общения, опросник Е. И. Рогова «оценка профессиональной направленности личности воспитателя»
Ход работы:
1. Приветствие
Упражнение «Аббревиатура моего имени»
Представление участников семинара (каждая буква имени имеет свою характеристику, которая соответствует чертам характера его носителя)
2. Слово педагога-психолога
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека. Но умение общаться — большое искусство. Общение дает знания, радость от контактов и ощущение своей социальной полноценности.
Тема нашего занятия «Радость общения».
Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.
Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие упражнение «Расшифруй слово».
3. Упражнение «Расшифруй слово»
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
Например:
О- объединение, открытость;
Б- близость, безопасность;
Щ- щедрость;
Е- единение, единомыслие;
Н- необходимость;
И- искренность, истина…
Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща.
Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня от части мы постараемся ответить на этот вопрос.
Обратимся к словарю. Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам.
Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так происходит.
4. Упражнение «Ромашка чувств».
Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.
Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно.
Что такое интонация?
Обратимся к словарю. Интонация - манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего.
Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).
Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости, дома…
Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова - да на век ссора»… Поверьте, что ваша грубость и резкость отрицательно влияет не только на других, но и на себя самого.
5. Правила эффективного общения
Педагогам предлагается ознакомиться с правилами эффективного общения, разложенных на столах (Приложение 1) и обсудить, используя вопросы:
-Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?
- Какой вы можете дать совет, чтобы человек лучше общался?
6. Упражнение
Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждать, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать
7. Качества общения
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться. Эти качества следующие:
• способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);
• умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);
• умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);
• умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);
• способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);
• умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственность);
• искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);
• в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость);
• исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания (самопознание).
Иногда, несмотря на прекрасные коммуникативные навыки, общение все равно может быть затруднено.
(Дать возможность высказаться педагогам, из-за чего это может быть)
— стереотипов — упрощенных мнений об отдельных людях или ситуациях, когда, не углубляясь в анализ фактов, не разобравшись как следует, мы с ходу даем оценку человеку или событию, и эта поверхностная точка зрения кажется нам истинной;
— «предвзятых представлений» — склонности отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что для нас ново, необычно, не нравится, не подходит. Мы думаем, что если мы во что-то не верим или чего-то не знаем, то его и не существует; если что-то кажется нам правильным, то так и есть на самом деле; мы склонны отвергать что-то новое и считать его плохим именно в силу его новизны, пугающей нас. При этом мы редко вспоминаем, что взгляды другого человека, столь отличные от наших, представляются ему такими же истинными, как для нас наши собственные;
— плохих отношений между людьми, поскольку, если вы плохо относитесь к человеку, то для вас он всегда будет неправ, что бы он ни говорил;
— отсутствия внимания и интереса собеседника. Интерес можно вызвать, показав значимость, полезность сообщаемой вами информации для собеседника: как она поможет ему добиться цели или предотвратить нежелательное событие;
— пренебрежения фактами, когда, не дослушав собеседника до конца или не вникнув в суть дела, вы делаете поспешные выводы-заключения;
— неумения правильно говорить: неверный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п. ;
— ошибки в выборе типа общения, когда с незнакомым человеком вы разговариваете «на ты», как с другом; когда от близкого человека закрываетесь, как от врага и т. д. Общение должно соответствовать ситуации, в которой вы находитесь, и людям, с которыми вы общаетесь.
8. Модифицированный вариант опросника Е. И. Рогова «Оценка профессиональной направленности личности воспитателя»
Педагогам предлагается ответить на вопросы опросника, оценить результат и определить для себя, что в большей или меньшей степени развито (общительность, организованность, интеллигентность)
(Приложение 2).
Итоги.
Закончить нашу встречу, позвольте словами Антуана Де-Сент Экзюпери:
«Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения»
Сегодня мы с вами попытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять, как найти общий язык друг с другом.
Рефлексия. Давайте оценим наше занятие на счет «три» с помощью невербального общения.