Наталья Шурыгина
Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов, Организация детской экспериментальной деятельности в летний период» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Наглядный и раздаточный материал:
Подносы, стаканы или кружки с водой, листы бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скотч, клеёнки, игрушки для инсценировки сказки, прозрачные емкости с крышками, воздушные шарики, мыльные пузыри, зубочистки, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки и вилки.
«Теремок»
Ход.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Я не стану вам читать лекции. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше самому сделать. Я предлагаю сразу перейти к практической деятельности.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.
Приглашаю Вас в сказку-действие.
А сказка эта…«Теремок»
(В ходе рассказа на фланелеграф выставляются фигуры животных).
Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетел комар-пискун и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
Видит — никого нет. Он залетел в горшок и стал там жить-поживать.
Прибежала мышка-норушка и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я комар-пискун. А ты кто?
— Я, мышка-норушка. Пусти меня к себе жить.
- Пущу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, послушай мою музыку.
Опыт: «Музыкальные бутылки».
Задача. Узнать, как получаются звуки разной частоты.
Материалы. 2-3 одинаковые стеклянные стакана, вода, ложка или вилка, карандаш.
Действия. Постучите по пустому стакану ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.
Как можно изменить звук?
Налейте в стакан воды, постучите, прислушайтесь. Изменился ли звук? Почему?
Наливаем воду во все стаканы (разное количество) и ударяйте по стаканам
Можете ли Вы сыграть мелодию?
Вывод. Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из бутылки, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше.
Попробуйте с детьми придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.
Комар - А что ты умеешь делать?
Мышка - Я могу без клея склеить два листа бумаги.
Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».
Задача. Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.
Материалы. Два листа бумаги, ёмкость с водой.
Действия. Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.
Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.
Смочите листы водой.
Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.
Что получилось?
Вывод. Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
— Хорошо. Ступай ко мне жить.
Стали жить они вдвоем.
Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-норушка. А ты кто?
— Я, лягушка-квакушка. Я очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу?
Опыт: «Волшебное мыло».
Задача. Поднять блюдце при помощи мыла.
Материалы. Фарфоровое блюдце, вода, мыло.
Действия. Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.
Возьмите кусок мыла.
Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.
Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить втроем.
Бежит зайчик и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— Я заюнок-кривоног, по горке скок.
_ Что ты умеешь делать?
_ А я могу спрятать предмет в воде, да так, что он не промокните.
Опыт: «Водолаз».
Задача. Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.
Материалы. Ёмкость с водой, пластиковый стакан, зеленый листочек (камешек, скотч.
Действия. Прикрепите скотчем ко дну пластикового стакана зеленый листочек (камешек).
Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.
Заполнила ли вода стакан?
Достаньте стакан и посмотрите, промок ли предмет
Вывод. Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан?
- Ступай к нам жить.
Стали они жить вчетвером.
Бежала мимо лиса и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-норушка,.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?
— Я, лиса — при беседе краса. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь?
Опыт «Шишка»
Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!
— Ступай к нам жить.
Стали они жить впятером
Прибежал волк:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-норушка,.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса. А ты кто?
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?
Опыт: «Радуга в стакане».
Материалы. сахар, гуашь, стаканчики (5-7шт, ложечка, шприц
Действия. Возьмем стаканчики (один оставляем чистым, насыпаем в первый стакан 1 ложку сахара, в другой 2 ложки сахара и т. д., добавляем по 3 столовые ложки воды, размешиваем сахар (на сколько это возможно, добавляем гуашь, размешать. Набираем в шприц раствор, начиная с самого большого количества сахара, выливаем в чистый стаканчик, не разбалтывая, наливаем следующий цвет и т. д.
Вывод. Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
— Ступай к нам жить.
Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.
Пришел медведь и стучится:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.
Опыт: «Мыльные пузыри».
Материалы. Пластиковые стаканчики, палочки для коктейля, вода, моющее средство, краски, бумага, карандаши или фломастеры.
Действия. Налейте в стаканчик немного воды, добавьте краску и размешайте.
Далее, добавьте в воду моющего средства.
Опустите палочку для коктейля в стакан и подуйте.
Что происходит?
Приложите лист бумаги к стакану и аккуратно прижмите.
Что получилось?
Сделайте ещё несколько отпечатков.
Дорисуйте фломастерами.
То, что получилось, очень понравилось всем. Пристроили они и для медведя жильё и стали дружно жить, да весь мир удивлять.
Вот и сказке конец, а кто с нами был – молодец.
Один очень важный совет: не торопитесь давать детям готовые ответы, пусть они сами подумают о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.