Панасенко Ольга Николаевна
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания. 2. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт. 3. Сформировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре. 4. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию. 5. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Повестка дня:
1. Сообщение по теме «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Викторина «Наша Родина – Россия»
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
Василий Васильевич Зеньковский
Патриотическое воспитание в ДОУ
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю. Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву. В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
Создание предметной развивающей среды
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. В группах могут быть оборудованы специальные зоны: -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»); -для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки); -для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву, куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников. Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. Давайте и мы сейчас их вспомним.
1. «Узнай и назови пословицу по картинке» (показ картинок)
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
2. «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечье)
6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)
3. «Русский народный костюм»
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом нашего города.
4. «Герб и флаг Борзинского района», «Герб родного города»
Перед вами изображения различных гербов и флагов. Найдите: 1. Герб Борзинского района. 2. Флаг Борзинского района.
1. В основу герба города Борзя и Борзинского района положена идея стилизованного изображения отличительных особенностей местности и географического расположения. Вилообразное деление щита подразумевает транспортные коммуникации района с сопредельными государствами: Россия, Китай, Монголия.
Изображение птиц в гербе отражает природу района, Даурский природоохранный заповедник.
Лазоревый (синий, голубой) цвет в геральдике — символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели. Здесь это также водные ресурсы района: река Борзя, озера торейские.
Зелёный цвет герба символизирует природу района, сельское хозяйство, животноводство, растениеводство. Зелёный цвет также символ здоровья.
Чёрный — добывающая промышленность, уголь, металлы. Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
Серебро (белый) в геральдике — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Золото (желтый) в геральдике символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия. Желтый (золотой) — цвет Борзинского казачества.
2. «Флаг муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделё нное по горизонтали на две равные части: синюю и зелёную, с отходящим от древка чёрным равнобедренным треугольником, вершина которого совмещена с центром полотнища. На треугольнике изображена белая фигура журавля, поднявшего кверху клюв»
Все мы знаем, чтобы сформировать у детей нравственно-патриотические ценности, необходимо воспитание любви к семье и родному краю, к малой Родине. Поэтому я предлагаю вам вспомнить историю нашего города.
5. Игра с мячом «Достопримечательности города Борзя» Участники встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют достопримечательность города, с которой они хотели бы познакомить воспитанников. (Борзинское солёное озеро,Даурский заповедник., Борзинский районный краеведческий музей, Паровоз 1953 года выпуска Л-2084 на площади им. Ленина, Мемориал «Воинская слава».Памятный обелиск жертвам политических репрессий в городском парке. Памятник Танкисту 6-й гвардейской танковой армии
6. «Чем славна наша Борзя»
1. Как называется Край в котором мы живем. (Забайкальский край)
2 Как называется столица нашего края?
3. Как называются жители нашего города?
4 Кто является губернатором нашего края?
5 Как называется микрорайон, в котором находится наш детский сад?
6. Как называется наш детский сад?
7. На какой улице расположен наш детский сад?
8. Какой их символов государства – герб принадлежит нашему краю?
2 этап «Кто быстрее соберет картинку «Герб»
3 этап «Угадайте достопримечательности Читы»
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам решить кроссворд.
1. Великая русская река. (Волга) 2. Главный город государства. (Столица) 3. Кирпичная или глинобитная конструкция, используемая для отопления помещения, приготовления пищи. (Печка) 4. Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. (Независимость) 5. Человек, управляющий нашей страной. (Президент) 6. Линия, определяющая пределы государственной территории. (Граница) 7. Символ государственной власти в виде полотнища с особой расцветкой. (Флаг)
Ключевое слово: ОТЧИЗНА
Вот и завершился наш семинар-практикум. Я надеюсь, что все участники семинара обобщили, уточнили и закрепили свои знания по истории нашего города. Тутаев является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства. Желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности.