Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)

Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум для педагогов и родителей : «Современный родитель – компетентный родитель(занятие 2)

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

Педагог – психолог МАДОУ ЦРР –д\с № 131

г. Калининград

Структура семинара :

1. Пре - тест (саморефлексия).

2. Информационная часть:

• Сущность и назначение компетентностного подхода в образовании;

• Ориентиры и требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи;

• Основные аспекты педагогической культуры семьи;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов и родителей „Современный родитель — компетентный родитель!“ (занятие 2)» размещена в разделах

• Общие направления и основные формы в работе с родителями.

3. Практическая часть:

• Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников;

• Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е. П. Урунтаевой и В. М. Ивановой).

4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

Пре – тест (после – тест) :

Базовые понятия: компетенция и компетентность;

Образовательная компетенция; ключевые компетенции;

Основные аспекты педагогической культуры;Общие направления работы с родителями : традиционное, просветительское, интерактивное, развитие государственно – общественного управления;

Интерактивные методы: метод «дельфи», метод тестовых ситуаций, тренинги, акции, мастер – классы, тематические и индивидуальные консультации, экспозиции.

Ключевые слова и выражения.

(постановка проблемы)

Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество книг и статей (Е. П. Арнаутова, В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина, О. Л. Зверева. Т. В. Кротова, Н. Н. Королева, О. Н. Савинова и др.)

Очевидно, что семья не способна самостоятельно решить свои проблемы, а на уровне государства, в системе образования не создано механизмов формирования субъектности семьи на индивидуальном и социальном уровнях. Такой субъектности, которая позволила бы семье самостоятельно или с помощью социальных институтов и структур решать свои проблемы в основных сферах жизнедеятельности.

Основной акцент, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления ДОУ.

Внутри компетентностного подходавыделяют два базовых понятия:

Компетенция – «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов»;

Компетентность - «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А. В. Хуторской).

Это способность действовать в ситуации неопределенности.

Образовательная компетенция – «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков и опыта деятельности ребенка по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. (А. В. Хуторской).

Главной задачей образовательного учреждения становится формирование универсальных умений и способностей – ключевых компетенций : социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной.

Алгоритм управляющей программы сопровождения и обеспечения развития субъектов образования предусматривает следующие этапы:

Неосознанная некомпетентность – «Я не знаю, что я не знаю» : высокий уровень удовлетворенности деятельностью, иллюзия компетентности (отсутствие вопросов, рефлексии, боязнь критики); при обнаружении некомпетентности – стремление скрыть недостатки, защита;

Осознанная некомпетентность – «Я знаю, что я не знаю» : опредмечивание трудности, ситуация напряженности, кризиса, формирование проблем, анализ причин затруднений, потребность в дополнительной информации и действиях по решению проблем;

Неосознанная компетентность – «Я не знаю, что я знаю» : затруднения в осмыслении целостного опыта, рефлексии результатов в прогнозе развития;

Осознанная компетентность – «Я знаю, что я знаю» : целостное и системное представление достигнутого уровня сформированности профессиональной компетентности.

Традиционные и новационные требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Преемственность воспитания и единство требований В ДОУ и семье;

2. Сформированное родительское сообщество – как коллектив родителей, объединенный общей целью, принципами и ценностями совместной деятельности;

3. Гуманизация детско – родительских отношений в триаде «мать – ребенок – отец»;

4. Стиль воспитания в семье, его адекватность современным требованиям и преемственность с воспитательными системами социума (ДОУ);

5. Определенные от ношения между супругами, определяющие детско – родительские и детско –взрослые отношения.

Основные аспекты педагогической культуры семьи :

- культура эмоций и чувств;

- культура общения и межличностных отношений;

- культура речи родителей;

- культура нравственного сознания и поведения;

- культура детской игры и детского труда;

- культура здоровья и личной безопасности детей.

Общие направления работы с родителями :

• традиционные (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. д.);

• просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов; стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);

• интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, семинары – практикумы);

• развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета);

К малоиспользуемым вДОУ интерактивным методам работы с родителями можно отнести :

метод «дельфи» - метод мозгового штурма, быстрого поиска решений;

метод тестовых (проблемных) ситуаций;

тренинги для родителей;

акции – комплекс мероприятий, действий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;

мастер – классы – передача действующей технологии, способа взаимодействия, опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

тематические и индивидуальные консультации по запросам с привлечением увлеченных специалистов, выработка практических рекомендаций по решению проблемы;

интерактивные экспозиции.

Практическая часть: карта оценки прфессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников ; недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е,П,Арнаутовой и В. М. Ивановой) см. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду; Майер А. А. Новая информационная политика в работе с семьей: перспективы развития.

После – тест (саморефлексия).

Публикации по теме:

Cеминар-практикум для педагогов Игра — вещь серьезная! Развиваем математическое мышление2 Cеминар – практикум для педагогов «Игра – «вещь» серьезная!» (развиваем математическое мышление). Автор: Варкентин Светлана Валентиновна.

Перспективный план работы клуба «Я компетентный родитель» Перспективный план работы клуба «Я компетентный родитель» Ходько Наталья Юрьевна Педагог-психолог, высшая квалификационная категория МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 11:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валентиновна Варкентин (УИ 59592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД