Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель!» (занятие 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов и родителей : «Современный родитель – компетентный родитель!»(занятие 2)
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
Педагог – психолог МАДОУ ЦРР –д\с № 131
г. Калининград
Структура семинара :
1. Пре - тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
• Сущность и назначение компетентностного подхода в образовании;
• Ориентиры и требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи;
• Основные аспекты педагогической культуры семьи;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов и родителей „Современный родитель — компетентный родитель!“ (занятие 2)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Общие направления и основные формы в работе с родителями.
3. Практическая часть:
• Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников;
• Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е. П. Урунтаевой и В. М. Ивановой).
4. После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.
Пре – тест (после – тест) :
Базовые понятия: компетенция и компетентность;
Образовательная компетенция; ключевые компетенции;
Основные аспекты педагогической культуры;Общие направления работы с родителями : традиционное, просветительское, интерактивное, развитие государственно – общественного управления;
Интерактивные методы: метод «дельфи», метод тестовых ситуаций, тренинги, акции, мастер – классы, тематические и индивидуальные консультации, экспозиции.
Ключевые слова и выражения.
(постановка проблемы)
Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество книг и статей (Е. П. Арнаутова, В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина, О. Л. Зверева. Т. В. Кротова, Н. Н. Королева, О. Н. Савинова и др.)
Очевидно, что семья не способна самостоятельно решить свои проблемы, а на уровне государства, в системе образования не создано механизмов формирования субъектности семьи на индивидуальном и социальном уровнях. Такой субъектности, которая позволила бы семье самостоятельно или с помощью социальных институтов и структур решать свои проблемы в основных сферах жизнедеятельности.
Основной акцент, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления ДОУ.
Внутри компетентностного подходавыделяют два базовых понятия:
Компетенция – «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов»;
Компетентность - «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А. В. Хуторской).
Это способность действовать в ситуации неопределенности.
Образовательная компетенция – «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений и навыков и опыта деятельности ребенка по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. (А. В. Хуторской).
Главной задачей образовательного учреждения становится формирование универсальных умений и способностей – ключевых компетенций : социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной.
Алгоритм управляющей программы сопровождения и обеспечения развития субъектов образования предусматривает следующие этапы:
Неосознанная некомпетентность – «Я не знаю, что я не знаю» : высокий уровень удовлетворенности деятельностью, иллюзия компетентности (отсутствие вопросов, рефлексии, боязнь критики); при обнаружении некомпетентности – стремление скрыть недостатки, защита;
Осознанная некомпетентность – «Я знаю, что я не знаю» : опредмечивание трудности, ситуация напряженности, кризиса, формирование проблем, анализ причин затруднений, потребность в дополнительной информации и действиях по решению проблем;
Неосознанная компетентность – «Я не знаю, что я знаю» : затруднения в осмыслении целостного опыта, рефлексии результатов в прогнозе развития;
Осознанная компетентность – «Я знаю, что я знаю» : целостное и системное представление достигнутого уровня сформированности профессиональной компетентности.
Традиционные и новационные требования к качеству взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Преемственность воспитания и единство требований В ДОУ и семье;
2. Сформированное родительское сообщество – как коллектив родителей, объединенный общей целью, принципами и ценностями совместной деятельности;
3. Гуманизация детско – родительских отношений в триаде «мать – ребенок – отец»;
4. Стиль воспитания в семье, его адекватность современным требованиям и преемственность с воспитательными системами социума (ДОУ);
5. Определенные от ношения между супругами, определяющие детско – родительские и детско –взрослые отношения.
Основные аспекты педагогической культуры семьи :
- культура эмоций и чувств;
- культура общения и межличностных отношений;
- культура речи родителей;
- культура нравственного сознания и поведения;
- культура детской игры и детского труда;
- культура здоровья и личной безопасности детей.
Общие направления работы с родителями :
• традиционные (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. д.);
• просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов; стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
• интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, семинары – практикумы);
• развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета);
К малоиспользуемым вДОУ интерактивным методам работы с родителями можно отнести :
метод «дельфи» - метод мозгового штурма, быстрого поиска решений;
метод тестовых (проблемных) ситуаций;
тренинги для родителей;
акции – комплекс мероприятий, действий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;
мастер – классы – передача действующей технологии, способа взаимодействия, опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
тематические и индивидуальные консультации по запросам с привлечением увлеченных специалистов, выработка практических рекомендаций по решению проблемы;
интерактивные экспозиции.
Практическая часть: карта оценки прфессионального мастерства воспитателя в организации взаимодействия с семьями воспитанников ; недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (по Е,П,Арнаутовой и В. М. Ивановой) см. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду; Майер А. А. Новая информационная политика в работе с семьей: перспективы развития.
После – тест (саморефлексия).