Ач
Семинар практикум для педагогов ДОУ «Речь на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар практикум на тему: Речь на кончиках пальцев.
Цель: показ педагогам ГБОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дощколят.
Задачи: Развивать память, внимание,мышление,речь,глазомер,творческое воображение, и познавательный интерес у детей.
Формировать правильный захват карандаша и ручки,обучать ловкости в обращении с ними, тренировать мышцы рук детей.
Публикация «Семинар практикум для педагогов ДОУ „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе,а так же индивидуально.
Ход семинара-практикума:
“Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант
Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности то есть исследование предметов, их свойств и качеств (форма, цвет,строение, величина, пропорции, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, “Идёт коза рогатая”, “Сорока”, играли в “Ладушки”, сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили взаимодействие развития речи детей и степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило,если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 5с. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
6с. Для развития мелкой моторики рук существует много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:
7с Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
1 Органов движения.
2 Органов познания.
3 Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
8с массаж и Самомассаж -для того чтобы разогреть пальцы.
Улучшает координацию произвольных движений.
• Тонизирующее воздействие на ЦНС.
• Восстановление ослабленных мышц.
• Снятие напряжения.
• Воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Массаж и самомассаж сопровождается потешками и проговариванием стихов.
Прим. «Топ и Шлеп по всюду вместе
Топ идет : то-оо-п, то-о-оп.
И Шлеп вперед: шле-ее-п, шлее-е-п.
В это время гладим и похлопываем ладошки.
9с Пальчиковые игры и упражнения – могут быть: без предметов и с предметами. И так же сопровождаются проговариванием стишков
Прим:
1Упр. «Гусь гогочет» сопровождается словами:
«Га-га-га гусь гогочет, ущипнуть меня от хочет.»
Особое внимание уделяется правильной технике выполнения упражнений.
2Упр. «Зонтик» -по очереди соединяем пальцы рук получается зонтик.
Кап-кап-кап- закапал дождик.
Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
Раз,два,три,четыре,пять-
Дождику нас не достать.
3Упр. «Парашютисты»
Упражнение выполняется с пропеванием гласных звуков.
«Мы летим на парашюте.
Мы серьезны и не шутим:
Вместе с ветром мы вдвоем,
Звуки гласные поем: И-А, А-У; У-И, И-О; А-Э, Э-И.» АОУИЭ.
10-11с Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело,синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимании и следовательно облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Прим. Упр. последовательно сменяющие друг друга.
1. Колечко-поочереди перебирать пальцы.
2. Ладонь-кулак-ребро. Упр. выполняются одной затем другой рукой, так же двумя руками вместе.
12с Пальчиковый театр
Инсценировка сказок или придуманных историй по средствам пальчикового театра способствует успешному развитию эмоционально окрашенной диалогической и монологической речи
13сРабота с пластилином, тканью.
14с Оригами.
15с Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
16с Работа с природным материалом
Все это также развивает ручную умелость детей.
Наша речь включает в себя и графическую составляющую - это письменная речь
Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У некоторых детей можно наблюдать слабый тонус, что ведёт к начертанию тонких,прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры- В этом случае рука ребёнка быстро устаёт. Руки такого ребенка сильно напряжены и он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
17с Графические диктанты и линейные дорожки
Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить хорошую основу для формирования правильного письма.
В процессе работы с мелкой моторикой рук развивается сила руки, её ловкость, внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, образное мышление,фантазия,осуществляется подготовка руки к письму. Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения, а так же в быту предлагая ребенку
1 Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
2 Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
3 Завязывать шарф, бант.
В нашем детском саду для развития речи так же практикуется Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания детей, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
и сейчас Елена Викторовна покажет как она проводит со своими детками логоритмические занятия.
Практическая часть мастер-класса.
Статические упражнения:
1. “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
2 “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
3 “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
4 “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
5 “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
6 Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
Упражнения, направленные на координацию движения:
“Ножницы-собака-лошадь”;
“Гусь-курица-петух”;
“Кулак – ребро – ладонь”;
“Зайчик – коза – вилка”.
Выполнение творческого задания.
Загадки. (елочка,лошадка) сопровождаю упражнениями «лошадка,елочка"
Педагогам предлагается разделиться на две подгруппы для выполнения предложенного задания.
Делаем руками: 1. Елочка объемная из цветной бумаги, 2. лошадка из конфет и гофрированной бумаги.