Мария Большакова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Весело играем — звуки закрепляем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений об этапах коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи и использование игровых приемов на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Оборудование: Расставлены столы и стулья. На столах: ручки, конверт с заданием, листочки – черновики; 6 феечек – звучалочек (на крылышках каждой, буква: С, Ц, Ш, Ж, Л, Р). Язычок, Чудо – Юдо с конвертами (в них проблемная ситуация); аппаратура для просмотра презентации, зеркала, «Чудесный мешочек» с буквами из магнитной азбуки. В стороне стол с игровыми пособиями для проведения игр. Стол для жюри; бланк оценивания конкурсов. Грамоты участников и победителей. Приз победившей команде. Стенд с этапами коррекции звука. Анкеты. Стол с оборудованием для игр. Пригласительные билеты.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Весело играем — звуки закрепляем!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
I. Организационный момент.
(Слайд 1.) Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на семинаре – практикуме для воспитателей «Весело играем – звуки закрепляем» и приглашаю в путешествие по сказочной стране Чистой речи. Возьмите себе пригласительные билеты. Посмотрите на ваши пригласительные билеты. Занимайте места за столами с соответствующей вашему билету буквой. (Педагоги занимают места)
Итак, отправляемся. (Презентация)
(Слайд 2.) Поможет нам попасть в волшебную страну мальчик – Язычок. Вместе с ним мы подготовим к путешествию артикуляционный аппарат. (Предложить зеркала)
(Слайд 3.) Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери! «Окошко»
(Слайд 4.) Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте, «Блинчик»
(Слайд 5.) На летучем большом корабле «Чашечка»
(Слайд 6.) Или с Бабой-Ягой на метле, «Часики»
(Слайд 7.) На плоту по молочной реке «Остуди блинчик»
(Слайд 8.) И верхом на Коньке-Горбунке. «Лошадка»
(Слайд 9.) Можно в сказку влететь на жар-птице, «Качели»
(Слайд 10.) Можно на Колобке закатиться, «Шарик»
(Слайд 11.) Можно въехать, как Слон на Еже. «Месим тесто»
(Слайд 12.) Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
В этой стране живут замечательные феи – звучалочки: Свистелочка и Звенелочка, Шипелочка и Жужалочка, Лычалочка и Рокоталочка, а еще Цоколочка, Щебеталочка и Чириколочка. Мы сегодня подружимся с феечками: Цоколочкой, Рокоталочкой, Лычалочкой, Свистелочкой, Жужалочкой и Шипелочкой. Они большие выдумщицы и затейницы и, конечно, мои большие помощницы. Давайте заглянем к ним в гости и поиграем с ними. А затем поделимся между собой играми, в которые любят играть феечки.
II. Теоретическая часть «Что нужно знать».
(Слайд 13.) Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
(Слайд 14.1.) Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.
(Слайд 14.2.)Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких, отработка произношения изолированного звука.
(Слайд 15.1.) Автоматизация звука — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.
(Слайд 15.2.) Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
(Слайд 16.) Дифференциация звуков. Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. В основном работа воспитателя над произношением звуков начинается на этапе автоматизации и продолжается вплоть до введения и контроля за звуком в речи ребенка.
Сегодня мы и затронем эти этапы (обратить внимание на стенд с описанием этапов).
Прохождение каждого этапа требует не малых усилий от всех участников коррекционного процесса. Если же ребенок «застрял» на этапе автоматизации, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: педагог, ребенок, родители. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Поэтому в работу по коррекции звуков нужно обязательно включать игровые приемы, игры.
III. Практическая часть «Ура, игра!»
Каждая феечка приготовила по игре (Приложение 1, в которой больше всего любит участвовать. И очень любят соревноваться между собой: чей звук и игра лучше. Я предлагаю провести соревнование, в котором каждый столик – это команда, защищающая предложенную феечкой игру. Эта игра будет использоваться в каждом из конкурсов. Для оценки вашей деятельности я хочу пригласить специалистов своего дела: учителя – логопеда, методиста по коррекционной работе, учителя – логопеда, учителя – логопеда …. Жюри займите места столом. Все готовы? Начинаем!
(Слайд 17.1.) 1 конкурс. Презентация игры «Чья игра лучше?»
У вас на столах лежат конверты. Откройте конверт № 1. В нем лист с описанием игры. Чтобы все узнали, в какую игру любит играть ваша феечка, вы должны подготовить ее презентацию. Для презентации необходимо: 1) ознакомиться с содержанием игры; 2) из содержания выяснить, какие задачи можно решить этой игрой; и 3) к какому этапу коррекции звукопроизношения можно отнести данную игру, игровой прием (этапы работы вывешены на мольберте).
(Слайд 17.2.) План презентации:
• Название игры, игрового приема.
• Задачи, которые можно решить с помощью игры, игрового приема.
• Этап коррекции звука, на котором можно использовать данный вариант игры, игрового приема.
Что еще необходимо для проведения игры, игрового приема? Необходимо подобрать материал. Прошу вас подойти к выставке пособий и взять то, что нужно для проведения игры. (Дается время для подготовки).
Когда команды готовы, проводится презентация игры. Очередность выступления команд выбирает жюри. С членами жюри проводится игра «Чудесный мешочек» с буквами С, Ц, Ш, Ж, Р, Л. Жюри оценивает результаты работы команд.
(Слайд 18.) В это время зачитываются высказывания знаменитых отечественных педагогов.
(Слайд 19. 1.) 2 конкурс. Решение проблемной ситуации «Проделки Чуда - Юда».
В конверте № 2 находится послание от вредного злюки Чуда – Юда, который все время пытается помешать успешности коррекционного процесса (проблемная ситуация (Приложение 1).
(Слайд 19. 2.) Итак, прочтите текст. Обсудите между собой и выберите игры соответствующие вашей проблемной ситуации. (Дается время на обсуждение).
По готовности команд, оглашается проблемная ситуация, дается ее решение.
Оценка команд жюри.
(Слайд 20.) Высказывание.
(Слайд 21.1.) 3 конкурс. Проведение игры, игрового приема в соответствии с проблемной ситуацией «Весело играем – звуки закрепляем».
(Слайд 21.2.) Подберите игровой материал, выберите героев ситуации из команды, которые нам ее продемонстрируют. Напоминаю, что звук, который вы будете использовать в игре, соответствует вашей фее – звучалочке. (Время на обсуждение)
По мере готовности команды проигрывают игру, игровой момент. Оценка работы команд жюри.
(Слайд 22.) Высказывание.
Подведение итогов, результатов конкурсов. Вручение призов победителям.
Спасибо. Мы с вами отлично поиграли. Феечки остались довольны. Козни Чуда – Юда были напрасны. Настало время вернуться из сказочной страны в детский сад. А чтобы вернуться, нужно закрыть глаза и вспомнить, чем мы занимались.
IV. Подведение итога.
Итак, чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга не столько семейного воспитания, сколько педагогов дошкольных учреждений. Однако, многие воспитатели, успешно обучая детей составлять предложения и рассказы, отстраняются от исправления нарушений звукопроизношения. Надеюсь, что приобретенные вами сегодня знания вы будете с успехом использовать в своей деятельности. Ведь не обязательно быть логопедом, чтобы помочь детям научиться правильно произносить звуки. Важно закреплять звуки, весело играя!
Чтобы закончить наш семинар – практикум и подвести итог, прошу вас заполнить небольшую анкету «Допишите фразу» (Приложение 2).
(Слайд 23.) Спасибо за внимание.
Литература
1. Куликова А. Игровой полигон логопеда при автоматизации и дифференциации звуков. – http//www.defektolog.ru
2. Волкова Л. С. Логопедия. – Москва, 1989
3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – С. - Пб, 1994
4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
Приложение 1
Игры и проблемные ситуации:
1 стол. Свистелочка.
Игра «Кто дальше протянет ниточку». Ребенок и педагог (дети) поочередно произносят звук, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот и побеждает.
Проблемная ситуация: ребенок неловко чувствует себя наедине с педагогом, стесняется.
Образец решения: пригласить в пару к ребенку игрушку; товарища из группы и устроить между ними соревнование.
2 стол. Цоколочка.
Игра «Су-джок». Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал (скороговорки).
Проблемная ситуация: у ребенка движения пальцев рук неловкие, медлительные. Пытаясь произносить речевой материал в ритме с движением, часто спотыкается, не договаривает до конца.
Образец решения: педагог сам прокатывает колечко по пальчику ребенка; колечком, одетым на пальчик катать по столу.
3 стол. Шипелочка и Жужалочка.
Игра «Леопольд собирается на прогулку». Логопед разыгрывает ситуацию: «Кот Леопольд собрался на прогулку. А в холодное время года надо обязательно одеть куртку и хорошо застегнуться. Кот просит тебя помочь ему застегнуть куртку». Далее педагог просит выполнить шнуровку. Шнурок синего цвета взять в левую руку и продеть его через отверстие («домик») одного звука; взять в правую руку другой шнурок и продеть его в отверстие – «домик» другого, дифференцируемого с первым, звука.
Проблемная ситуация: в игре предложены для дифференциации звуков картинки. Ребенок дифференцирует звуки изолированно.
Образец решения: логопед произносит название картинки, ребенок на слух определят звук.
4 стол. Лычалочка.
Игра «Перфокарты». Перфокарты представляют собой таблицу с изображениями и вырезанными квадратами под ними. Таблица накладывается на чистый лист. Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть каждый предмет, назвать его. Если в названии предмета присутствует нужный звук – поставить в квадрате галочку (крестик и др., если нет этого звука – оставить квадратик пустым. После того, как вся перфокарта будет проработана, она убирается. Ребёнка просят соединить оставшиеся на листе галочки (крестики и др.) так, чтобы получилась буква, которая обозначает искомый звук.
Проблемная ситуация: звук у ребенка автоматизирован в начальной позиции слова.
Образец решения: в трудно произносимых словах, ребенок на слух определяет присутствие или отсутствие звука, можно провести слоговой анализ этих слов, произнести из слова только слог с заданным звуком.
5 стол. Рокоталочка.
Подвижная игра «Море волнуется»
Море волнуется – раз! (шагаем на месте)
Море волнуется - два! (наклоны туловища влево - вправо)
Море волнуется – три! (повороты туловища влево – вправо)
Морская фигура, замри! (изображение любой фигуры)
Тот, кто изобразит оригинальную фигуру, продолжает игру.
Проблемная ситуация: у ребенка «кабинетная» речь, не сформирован самоконтроль за произношением звука в речи.
Образец решения: использовать звуковой или цветовой сигнал при произнесении слов с заданным звуком.
Приложение 2
Анкета
«Допишите фразу»
Мне понравилось ___
Мне запомнилось___
Я узнала___
Бланк оценивания конкурсов жюри
Команда
Конкурс С Ц Ш и Ж Л Р
Презентация игры
«Чья игра лучше?»
Проблемная ситуация
«Проделки Чуда - Юда»
Проведение игры
«Весело играем – звуки закрепляем»
Итог: