Татьяна Созыкина
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Агрессивный ребенок в ДОУ»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Агрессивный ребенок в ДОУ»
Цели семинара - практикума :
• обобщение психологических знаний природы детской агрессии, ее причины и виды агрессивных реакций;
• познакомить педагогов с приемами коррекции агрессивного поведения у дошкольников.
Ход мероприятия
Теоретическая часть
Агрессия! Что это?
Публикация «Семинар — практикум для педагогов ДОУ „Агрессивный ребенок в ДОУ“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В современном мире каждый человек сталкивался с агрессией, являясь или ее жертвой, или активным субъектом агрессивных действий. Просматривая телепередачи, листая газеты, работая, мы часто замечаем ее вокруг себя.
Агрессия - это любой вид поведения, приносящий вред окружающим.
Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не понимал.
Данный тип поведения является способом привлечения внимания, иногда это можно охарактеризовать как механизм выхода напряжения или тревоги.
Поведение может носить провокационный характер. Чтобы вызвать агрессивное пове-дение, готовы разозлить маму, воспитателя, или сверстников. Сознательно одеваются медленнее, отказываются мыть руки, убирать игрушки пока не услышит маму или не по-лучит шлепок. После этого могут заплакать и естественно ожидают жалости или утеше-ния со стороны взрослых.
Следует различать понятия агрессия и агрессивность.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению
Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций :
• физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
• вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик);
• косвенная – агрессия ни на кого не направленная;
• раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
• обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные дейст-вия;
• подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди планируют и приносят вред;
• негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.
Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей.
Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:
• желание самоутвердиться;
• защита;
• от безысходности;
• от несдержанности.
Косвенные проявления агрессии :
• словесные оскорбления
• насмешки над окружающими
• скрытое принуждение к агрессивным действиям других
• завуалированные требования
• подстрекательство
• воровство
• внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего настроения
Агрессивность - целенаправленное разрушительное поведение, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения
Для чего людям агрессия?
• Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
• Способ самоутверждения
• Защитное поведение
Наиболее распространенными являются следующие жалобы взрослых:
1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
3. Агрессия проявляется в играх ребенка.
4. Агрессия по отношению к животным.
Причины агрессивности детей :
• Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
• Сниженный уровень саморегуляции;
• Неразвитость игровой деятельности;
• Низкая самооценка;
• Нарушения в отношениях со сверстниками;
• Деструктивные отношения в семье;
• Соматические заболевания или заболевания головного мозга ;
• Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи спе-циалиста;
• СМИ.
Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье.
1. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.
2. Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявля-ют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.
3. Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравст-венных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
4. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными осо-бенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи.
5. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
6. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиноч-ные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
7. Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что отнять не можешь!»
8. В последние годы психологи рассматривают такую причину возникновения дет-ской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать негативное влияние передачи телевидения, фильмы, мультфильмы, наполненные различными проявлениями агрессии. За школьные годы дети проводят у телевизора 15 тыс. часов. За это время они видят около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Со-вершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.
Рисунки «Злого человека» воспитанников детского сада.
Человек в маске грабит по ночам банки и магазины
Девочка кричит на маму, потому что та не купила ей собаку
Это я, красная вся, т. к. злюсь на всех де-тей. Они не дают мне игрушки
Девочка собирается ударить мальчика и кричит на него (он сломал её игрушку)
Этот человек убил человека, у него рот в крови
Это вампир
Этот человек ходит по ночам с ножом и мечом, чтобы защищаться от собак и по-лиции
Это дяденька, он бьет ребенка и кричит, чтобы тот никогда к нему не подходил
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью :
• испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики
• присутствует стремление ломать
• склонны к проявлению косвенной агрессии
• проявляют радость при разрушении чего-либо
• в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность и сверхконтроль
Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребё нка:
1. Не понимают чувств и переживаний других людей;
2. Не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
3. Чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, уда-ра, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
4. Ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
5. Эгоцентричны;
6. Обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»);
7. Неадекватно оценивают своё поведение;
8. Во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Проявления защитной агрессивности ребенка :
• часто конфликтует
• дерётся
• громко говорит
• выкрикивает на занятиях
• может проявлять обостренное стремление к лидерству
Работа по профилактике детской агрессивности
обычно проводиться в трех направлениях.
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоци-рующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка : он фиксирован только на себе и изолирован от других. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое по-рождает все большее противостояние и отдаленность от других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его.
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие де-ти не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружаю-щих.
Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно станет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.
Формы работы с детьми, проявляющими агрессию
• Сказкотерапия
• Песочная терапия
• Ролевые игры
• Игротерапия
Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направ-лениях:
- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Практическая часть
1. Коммуникативная игра «Найди пару»
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал; «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился.
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали.
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
2. Игра «Ручеек»
Цели:
• актуализация переживаний, связанных с оцениванием;
• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценки;
• поиск способов установления эмоционального контакта педагога и ребенка.
Материалы: карточки с фразами и словами (педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой - карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми гла-зами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хоро-шем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругаюшего.
Обсуждение:
• Что вы чувствовали во время упражнения?
• Какие слова и фразы вызвали переживания?
• Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?
• Как ваши мысли и переживания могут повлиять на обшение с вашими вос-питанниками?
Во фразе должно быть:
• «Я – сообщение»
• Отсутствие манипуляций и элементов шантажа.
• Отсутствие обещания, что ребенок никогда так больше не будет делать.
3. «Я злюсь, потому что»
Закончите фразу «Я злюсь, бывает кричу, раздражаюсь, иногда веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»
Определить причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям.
4. «Солдат и тряпичная кукла»
Цель: позволяет расслабиться в состоянии напряжения.
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.
Инструкция. Предложите ребенку представигь, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажегс слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.
5. «Камушек в ботинке»
Цель: в этой игре используется метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.
Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Инструкция:
«Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек.
Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые».
Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает, и мы сможем об этом поговорить. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «ка-мушек».
Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки».
6. «Небоскреб»
В этой игре участвует сразу вся группa. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.
Инструкция. Возьмите каждый по два (3-5) кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на ка-кую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может на-чать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.
Анализ упражнения:
- Понравилась тебе игра?
- Доволен ли ты собой? Что-то хотелось бы поменять?
Мы сегодня говорили с вами об агрессивном поведении дошкольников.
Выводы:
1. Агрессивное поведение ребенка – это крик о помощи, признании и любви!
2. Чаще всего, агрессия идет из семьи.
3. Агрессии запретить нельзя, надо научить ребенка выражать гнев в приемлемой форме.
4. Необходимо обогащать эмоциональный мир детей: учить распознавать свои и чужие эмоции, развивать способность к эмпатии.
5. Взрослые должны быть внимательными к нуждам и потребностям ребенка и самим демонстрировать модель неагрессивного поведения.
6. Наказывать ребенка за конкретные поступки: один проступок – одно наказание.
7. Принимать ребенка таким какой он есть.
Список литературы
1. Гипперейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как, - Москва: АСТ, 2016
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия разви-тия, 1996.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : «Речь», 2007.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Части 1-4. – Москва: Генезис, 2006.
5. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996.